Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (286) | 22 июня 2009г.
 

Не справился с перевозками

Олег Дерипаска теряет доходы от АВТОВАЗа

Денис Федоров

С 15 июня ОАО «PAT-Тольятти» (PATT) прекратило работу по доставке рабочих ОАО «АВТОВАЗ». РАТТ входит в сервисно-сбытовую структуру ЗАО «УК «РусПромАвто», которое подконтрольно Олегу ДЕРИПАСКЕ (на фото). Задолженность РАТТ по договорам лизинга перед ОАО «ВТБ-Лизинг» превышает 400 млн. р. В результате доходы от перевозок сотрудников автозавода перераспределены между АТП-3 и ТТУ. Профсоюз АВТОВАЗа может иметь претензии к РАТТ за неисполнение условий колдоговора, которые предусматривают доставку рабочих на завод.

4 мая ОАО «ВТБ-Лизинг» приняло решение о расторжении договоров лизинга с ОАО «PAT-Тольятти» и урегулировании задолженности транспортной компании перед ОАО «ВТБ-Лизинг» в судебном порядке.

В пресс-службе ОАО «ВТБ-Лизинг» корреспонденту «Хронографа сообщили следующее: «Данное решение вызвано систематическим невыполнением договорных обязательств ОАО «PAT-Тольятти» перед ОАО «ВТБ-Лизинг» по заключенным договорам лизинга на протяжении более 12 месяцев. Задолженность ОАО «РАТ-Тольятти» превышает 400 млн. р.».

ОАО «ВТБ-Лизинг», исчерпав возможности мирового соглашения с ОАО «РАТ-Тольятти», подало соответствующие иски в Арбитражный суд г. Москвы. С целью недопущения срыва производственного процесса ОАО «АВТОВАЗ» руководством ОАО «ВТБ-Лизинг» принято решение о поэтапном изъятии автобусного парка. В период с 1 по 12 мая 2009 г. компания изъяла 40% автобусов. В это время обслуживание осуществлялось силами городских транспортных служб Тольятти.

«Вместе с тем, учитывая социальную значимость пассажирских перевозок сотрудников ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «ВТБ-Лизинг» совместно с руководством автозавода и мэрии Тольятти рассматривают возможность заключения договоров аренды с муниципальными предприятиями города с целью осуществления бесперебойных перевозок пассажирским транспортом сотрудников ОАО «АВТОВАЗ» и жителей г. Тольятти», — говорится в сообщении «ВТБ-Лизинг».

Решение об изъятии оставшихся 60% автобусов будет принято ОАО «ВТБ-Лизинг» после проведения соответствующих переговоров с мэрией Тольятти и ОАО «АВТОВАЗ» с учетом их заинтересованности в дальнейшей эксплуатации данного автобусного парка. 26 июня должна завершиться процедура изъятия подвижного состава.

С 15 июня ОАО «РАТ-Тольятти» в полном объеме прекратило свою работу по доставке рабочих ОАО «АВТОВАЗ». Его графики уже перераспределены между тольяттинскими МП «ТПАТП-3» и МП «ТТУ» (см. «Хронограф» №21 (285) от 08.06.09). Об этом сообщил департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи администрации Тольятти.

ОАО «РАТ-Тольятти» было основано в 2006 г. на базе ликвидируемого МП «ТПАТП-1». Бывший на тот момент мэром Тольятти Николай Уткин, вице-президент по управлению персоналом ОАО «АВТОВАЗ» Юрий Степанов, а также представители ООО «УК «РусПромАвто» и ЗАО «УК «РегионАвтоТранс» подписали соглашение о создании автотранспортного предприятия по перевозке пассажиров на маршрутах, соединяющих районы города и производственные площадки ОАО «АВТОВАЗ». «РАТ-Тольятти» было создано в форме акционерного общества с распределением долей в уставном капитале: 49% — мэрия Тольятти и 51% — ЗАО «УК «РегионАвтоТранс». Мэрия вошла имуществом ликвидируемого МП «ТПАТП-1». Свою долю РегионАвтоТранс оформил в виде поставки подвижного состава — автобусов марки «ЛиАЗ» по лизинговой схеме. В декабре 2006 г. между ОАО «ВТБ-Лизинг» и ОАО «РАТ-Тольятти» было заключено 12 договоров лизинга на поставку 196 автобусов ЛиАЗ. Срок лизинга составляет 5 лет. Сумма контракта -порядка 1,5 млрд. р.

ЗАО «УК «РегионАвтоТранс» входит в состав ООО «УК «Русские автобусы» (РА). В свою очередь РА является одним из направлений бизнеса автостроительного холдинга ООО «Управляющая компания «РусПромАвто» (РПА). В его состав входят ОАО «Павловский автобус», ООО «Ликинский автобус», ОАО «Голицинский автобус», ООО «Курганский автобусный завод» и ОАО «Канашский агрегатный завод». В свою очередь компания «РусАвтоПром» является автомобильным направлением в бизнесе, подконтрольном Олегу Дерипаске (см. «Хронограф» №6 (125) от 27.02.06).

ОАО «АВТОВАЗ» заключило с вновь созданным предприятием договор на перевозку пассажиров в пиковый период на сумму не менее 810 млн. р. за весь период действия договора — 5 лет (см. «Хронограф» №1 (166) от 15.01.07).

Недавно появилась информация, что тольяттинская мэрия решила выйти из состава акционеров ОАО «РАТ-Тольятти» из-за проблем в финансовой деятельности компании. Задолженность по договорам лизинга у «РАТ-Тольятти» образовалась якобы из-за покупки автобусов по завышенной стоимости и невыгодных условий лизингового договора. Эксперты отмечают, что таким образом мэрия Тольятти намерена минимизировать риски, связанные с долговой ответственностью перед ОАО «ВТБ-Лизинг» и неэффективным управлением транспортной компании. Акционеры ОАО «РАТ-Тольятти», а также пресс-служба ОАО «АВТОВАЗ» ситуацию комментировать не стали.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.