Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (286) | 22 июня 2009г.
 

Двигатели встали

СНТК им. Кузнецова созрело для разговоров о банкротстве

Иван Григорьев

18 июня на очередном собрании акционеров ОАО «СНТК им. Кузнецова» стало понятно, что завод в очередной раз не успевает поднимать производство, захлебываясь краткосрочными кредитами коммерческих банков. Управляющей компании «Оборонпром», с амбициями пришедшей на СНТК полтора года назад, в настоящий момент, возможно, остается надеяться лишь на очередную реструктуризацию задолженности в Министерстве финансов РФ и привлечение долгосрочного инвестиционного кредита.

18 июня акционеры СНТК собрались, чтобы в очередной раз констатировать неважное состояние дел на заводе и выслушать предлагаемые руководством пути выхода из затянувшегося кризиса.

Исполнительный директор ОАО «СНТК им. Кузнецова» Николай Никитин доложил, что объем реализованной продукции в 2008 г. составил 609,6 млн. р. Это больше, чем в 2007 г., на44,5%. Однако параллельное повышение издержек привело к тому, что СНТК опять потерпел убытки в объеме 279 млн.р. Причинами этого, по словам Никитина, стали низкое качество продукции и низкий уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), являющихся, как правило, высокорентабельными. Более 50% этих работ было связано с устранением дефектов ранее отгруженной продукции за счет собственных средств предприятия. Недостаток оборотных средств потребовал дополнительного привлечения кредитных ресурсов.

В итоге кредитный портфель, пополняемый для СНТК государственными и коммерческими банками, вырос до 1,7 млрд. р., а коэффициент текущей ликвидности, характеризующий степень покрытия оборотными средствами предприятия суммы срочных обязательств, упал до 0,82 при норме не менее 2 единиц. «Предприятие при нынешнем малом объеме заказов находится в состоянии банкротства. Однако эта процедура по непонятным причинам постоянно откладывается в надежде на реструктуризацию миллиардного долга», — заявил «Хронографу» источник, знакомый с ситуацией на СНТК.

Заместитель генерального директора ОАО «ОПК «Оборонпром» (управляющая компания «СНТК им. Кузнецова». — Прим. авт.) Василий Лапотько затруднился ответить на вопрос корреспондента «Хронографа»: что предпринять, чтобы рост кредиторской задолженности СНТК повернулся вспять? «Все документы по реструктуризации долга предприятия пока находятся на согласовании в Минфине», — пояснил он.

Руководство завода рассчитывает на государственную поддержку в виде прямой дотации или в форме государственного контракта на проведение НИОКР с авансированием не менее 1 млрд. р. «Если деньги не поступят в течение месяца, то производственно-хозяйственная деятельность СНТК будет остановлена и процедура банкротства станет неизбежной», — уверен вышеупомянутый источник в кулуарах завода.

Директор отраслевого аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что вывести СНТК из штопора могут заказы на наземную продукцию, поступающие от естественных монополий ОАО «РЖД» и РАО «Газпром». «Без этих контрактов авансовых отчислений в пользу опытного производства не будет. Но даже в случае подписания долгосрочного соглашения и привлечения инвестиционного кредита с чем-то придется расстаться», — заявил Пантелеев.

«СНТК нужно банкротить, — настаивает генеральный директор одной из самарских инвестиционных компаний, — это общепризнанная мировая практика». Столь радикальный подход, по словам источника, прост и выгоден. «Государство банкротит предприятие, потом продает ценные активы -научные разработки, лабораторно-испытательную базу, ноу-хау — подконтрольным ему госструктурам, при этом полностью рассчитываясь с долгами по зарплате, — говорит топ-менеджер. — Частные же инвесторы (в данном случае коммерческие банки-кредиторы) заберут перспективные, с их точки зрения, остатки завода, которые после процедуры банкротства не понадобятся госкомпаниям». При этом персонал продолжит работать на тех же местах, но под другой вывеской. Примечательно, что аналогичного рода действия в Самарской обл. осуществлялись в конце 90-х гг. холдинговой компанией «Волгопромгаз». Не исключено, что на СНТК может оказаться востребован именно опыт ВПГ в этих вопросах.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.