Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (286) | 22 июня 2009г.
 

Без прощальных слов

«СантаХаус» сворачивает бизнес в Самарской области

Светлана Короткова

На прошлой неделе стало известно, что торговая сеть товаров для дома «СантаХаус» (г. Санкт-Петербург) вскоре официально оставит занятые позиции на рынке Самары. Готовится к закрытию последний магазин этой сети в ТРЦ «Космопорт». Эксперты «Хронографа» полагают, что в ближайшее время сеть может приостановить работу в тольяттинском ТЦ «Русь на Волге». Они называют несколько причин этого.

Сеть «СантаХаус» — универсальные магазины домашних товаров. Здесь представлены посуда, постельное белье, аксессуары для ванной комнаты, хозяйственные мелочи и т. п. Владельцем сети является ООО «Лаверна», основанное в 2004 г. в Санкт-Петербурге.

В Самарской обл. действовали три магазина «СантаХаус». В тольяттинском ТЦ «Русь на Волге» сеть начала работу в конце прошлого года. До этого, в конце 2007 г., — в самарском ТЦ «Аврора». Однако уже в марте 2009 г. «СантаХаус» покинул «Аврору». Третья точка до недавнего времени действовала в ТРЦ «Космопорт» (г. Самара). На прошлой неделе стало известно, что и здесь она вскоре прекратит свое существование. Т. е., возможно, «СантаХаус» готовится покинуть самарский рынок.

На вопрос «Хронографа», насколько данная информация соответствует действительности, пресс-служба компании ООО «Лаверна» ответила: «В данный момент ООО «Лаверна» проводит переговоры по изменению условий аренды и установлению новых ставок в ТЦ «Космопорт». Одновременно с этим в самом магазине «СантаХаус» в ТЦ «Космопорт» происходит перепланировка». Стоит отметить, что подтвердить эту информацию от имени какого-то официального лица здесь отказались.

Между тем источники «Хронографа» в сфере потребительского рынка называют несколько причин, по которым в ближайшее время произойдет закрытие магазина «СантаХаус» в ТРЦ «Космопорт».

Главными, по их мнению, стали негибкость подхода арендодателя к установке адекватных арендных ставок, а также, вероятно, низкая рентабельность данного магазина. Подобной точки зрения придерживается директор ООО «МАРКС -маркетинг и консалтинг» Роман Васильев: «Магазины этой сети открывались большей частью за счет заемных средств. У большинства ритейлеров сейчас проблемы с ликвидностью: сумма обслуживания долга растет, обороты розничной торговли падают, и вполне нормально, что, оптимизируя расходы, компания закрывает малоэффективные точки. Повысить эффективность точки можно было за счет арендной ставки. Я предполагаю, что им не удалось договориться с арендаторами о снижении арендной ставки, и это тоже может быть весомым фактором при принятии решения о закрытии точки». Владельцем ТРЦ «Космопорт» является девелоперская компания «Виктор и Ко». Однако руководство этой компании не стало комментировать ситуацию.

Свое мнение относительно сложившейся ситуации высказал председатель совета директоров ГК «Усадьба» Олег Егоров: «При кризисе ликвидности чуть снизилась рентабельность предприятия, и этого было достаточно, чтобы свернуть точку. Наверное, рентабельность вообще была невысока, поскольку цены в сети дешевые».

Эксперты «Хронографа» считают, что окупаемость супермаркета сегмента housekeeping (товары для дома) составляет около пяти лет. Но это без поправок на кризис.

Эксперты в сфере потребительского рынка также полагают, что закрытие магазина в «Космопорте» не последнее в Самарском регионе. Они прогнозируют приостановку деятельности и в тольяттинском ТЦ «Русь на Волге». Это значит, что «СантаХаус» при самом неблагоприятном для себя исходе может прекратить свое существование на территории Самарской обл. Однако в компании ООО «Лаверна» по этому поводу сказали: «На сегодняшний день закрытие магазина в Тольятти не входит в наши планы».

Более того, «Хронографу» стало известно, что владелец сети «СантаХаус» Александр Кац ведет переговоры о продаже 75% бизнеса фонду прямых инвестиций, подконтрольному известному скандинавскому инвестиционному менеджеру Ульфу Ловенхаву.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Никита ПЕТУХОВ, директор Royal Estate Boutique

- У руководства сети намечалась такая политика, что они должны были оставить одну точку. Как раз она и должна была быть в «Космопорте». Но у Суркова очень жесткая политика. Возможно, аренда была поднята собственником, например, вдвое, в связи с тем что ему стало известно о планах «СантаХаус» оставить именно в «Космопорте» одну точку.

Роман ВАСИЛЬЕВ, директор «МАРКС — маркетинг и консалтинг»

- У части населения упали доходы. Те, кто сохранили доходы, к тратам относятся более взвешенно. А это значит, что вещи, мелочи в дом, сувениры стали значительно меньше покупать. Кроме того, есть мнение, что «СантаХаус» не нашел своей ниши, он оказался где-то между магазином подарков и интерьера, хозяйственными магазинами шаговой доступности и гипермаркетами. Возможно, в Самаре «СантаХаусу» было сложно конкурировать с гипермаркетами «Леруа Мерлен» и «Ашан», тем более что оба магазина и «СантаХаус» географически располагались в рамках одного комплекса.