Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (286) | 22 июня 2009г.
 

На руинах автогиганта

Может начаться активная торговля непрофильными активами

Михаил Куракин

16 июня инициативная группа жильцов комплексных общежитий ОАО «АВТОВАЗ» при поддержке профсоюза «Единство» провела митинг. Жильцы общежитий изъявили желание приватизировать свои комнаты. Подогреваемое негодование жильцов может решить сразу несколько проблем модераторов. Прежде всего, появляется возможность продолжить перекладывать любую ответственность на вице-президента по кадрам ОАО «АВТОВАЗ» Сергея НАУМОВА, тем самым нейтрализуя его. За этой ширмой появляется отличная возможность закрепить подконтрольного человека на посту управляющего непрофильными активами.

По разным подсчетам, митинг собрал около 1000 человек. Подавляющее большинство пришедших на акцию — люди, проживающие в оспариваемых комплексных общежитиях ОАО «АВТОВАЗ». Требование людей достаточно простое: позволить приватизировать свои комнаты. Причин подобного желания сразу несколько. Во-первых, 1 марта 2010 г. в России официально заканчивается приватизация. После ее окончания интересанты вынуждены будут выкупать имущество у государства. Во-вторых, чуть ранее менеджмент автозавода установил непосильные расценки за проживание в общежитии. Но, пожалуй, самым важным стимулирующим моментом для активизации общественности стала информация о том, что в ближайшее время в ОАО «АВТОВАЗ» может начаться процедура банкротства. В процессе финансового оздоровления активы предприятия могут разойтись по новообразованным ООО, контролировать которые будет, скорее всего, управляющая компания. В результате судьба некоторых ныне непрофильных активов может оказаться неоднозначной. На прошедшем митинге выступающие неоднократно подвергали критике руководство автогиганта, муниципалов и партию «Единая Россия» (ЕР). Присутствие на митинге депутата ТГД Борислава Гринблата наводит на мысль о том, что «декабрист» начал неформальную агитационную кампанию по довыборам в СГД по четырнадцатому округу. Не исключено, что именно на него делают ставку тольяттинские модераторы.

Заместитель директора по объектам непромышленной сферы ОАО «АВТОВАЗ» Александр Дроботов, которому по долгу нынешней службы предстоит передавать непрофильные активы автозавода в муниципалитет, отметил: «Приватизировать общежития невозможно по российскому законодательству. Это жилье находится в уставном капитале и является частью уставного капитала. Приватизировать можно только государственное и муниципальное имущество. А это имущество акционерного общества. Если когда-то в будущем это имущество будет передано на муниципальный уровень, может быть, не в этом и не в следующем году, тогда у жильцов откроется такое право». Однако, судя по его словам, автозавод не особо торопится передать эти объекты в муниципалитет.

На самом деле проблема не носит столь стихийного характера, как это могло бы показаться на первый взгляд. Так, например, судебная практика знает достаточное количество прецедентов, когда общежития через суд передавались в муниципалитет. Есть нечто подобное и в Тольятти. Создается впечатление, что некие модераторы специально повышают градус проблемы, агитируя жителей общежитий решать вопросы на митингах. Т.е. в очередной раз может иметь место спекуляция на проблемах простого населения. На первый взгляд, основная ответственность за ситуацию ложится на плечи вице-президента ОАО «АВТОВАЗ» по кадрам Сергея Наумова. Тем более что Наумов, судя по всему, уже оказался в центре скандала вокруг сделки ОАО «АВТОВАЗ» и ООО «КорпусГрупп Волга-Дон».

После того как пост заместителя директора по объектам непромышленной сферы ОАО «АВТОВАЗ» занял Александр Дроботов, для многих интересантов передача непрофильных активов автозавода в муниципалитет обрела новую актуальность. Стоит отметить, что Наумов и Дроботов достаточно похожи своей самонадеянностью и недальновидностью. Скорее всего, нынешнее положение Наумова отчасти связано с тем, что он активно пытался по максимуму использовать свое служебное положение. Однако, судя по всему, в результате вице-президент ОАО «АВТОВАЗ» под ударом. Дроботов, согласившись занять свою нынешнюю должность, также поступил недальновидно. Хотя Дроботов получил существенный опыт приватизации в начале 90-х гг. прошлого века, однако не исключено, что уже к сентябрю текущего года он может оказаться в схожей с Наумовым ситуации.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.