Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (282) | 18 мая 2009г.
 

Определили ответственного

Госпомощь для АВТОВАЗа заведут через Чемезова

Сейдамет Абреков

29 мая должно состояться внеочередное общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». Единственный вопрос повестки дня — одобрение договора целевого имущественного займа, заключаемого между АВТОВАЗом и государственной корпорацией (ГК) «Ростехнологии». Сумма займа — 25 млрд. р. АВТОВАЗ должен будет вернуть долг через год без процентов. Тот факт, что средства государственной поддержки могут прийти на автозавод через Ростехнологии, говорит о том, что именно генеральному директору Ростехнологии Сергею ЧЕМЕЗОВУ(на фото), который к тому же еще и председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», придется быть ответственным за их возврат.

Акционерам ОАО «АВТОВАЗ» были разосланы извещения, в которых сообщалось, что 29 мая состоится внеочередное общее собрание акционеров. Форма проведения собрания — заочное голосование. На повестку дня будет вынесен вопрос одобрения договора целевого займа, заключаемого между ОАО «АВТОВАЗ» и ГК «Ростехнологии». «Предметом сделки (нескольких взаимосвязанных сделок) является имущество, стоимость которого, по данным бухгалтерского учета общества, составляет более 2 % балансовой стоимости активов общества, по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату», -говорится в извещении акционеров АВТОВАЗа. По договору сумма займа — 25 млрд. р. При этом проценты на сумму займа взиматься не будут. ГК «Ростехнологии» предоставят АВТОВАЗу заем на 12 месяцев. Примечательно, что председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Чемезов является одновременно генеральным директором и членом правления ГК «Ростехнологии».

В результате сделки с ГК «Ростехнологии» АВТОВАЗ сможет улучшить свое финансовое положение. Однако одним из условий получения господдержки было снижение собственных затрат АВТОВАЗа на 19 млрд. р. Этого требовал премьер-министр РФ Владимир Путин (см. «Хронограф» №13 (277) от 13.04.09). Совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» 27 апреля одобрил сокращение сразу девяти вице-президентов АВТОВАЗа. Однако есть основания полагать, что сокращения могут оказаться чисто формальным решением, т.е. большинство уволенных получат новые должности на заводе.

Незадолго до этого в качестве исполнительного вице-президента АВТОВАЗа был назначен Игорь Комаров. Информации об этом на официальном сайте ОАО «АВТОВАЗ» нет. На запрос «Хронографа» о назначении Комарова и сокращении вице-президентов пресс-служба автозавода ответила: «Соответствующих приказов о сокращении вице-президентов пока нет, подробная информация будет предоставлена позднее».

В обязанности Комарова может входить контроль над финансовым блоком автозавода и над процессом расходования государственной помощи. В ГК «Ростехнологии» Комаров занимает пост советника Чемезова. Проверкой финансовой деятельности и расходованием средств господдержки в 2009 г. также будут заниматься специалисты Счетной палаты (СП) РФ. Информация об этом была размещена на официальном сайте СП РФ.

На АВТОВАЗе с 1 мая пошли на снижение окладов топ-менеджеров на 20%. Ранее топ-менеджеры лишились 20-процентной надбавки к окладу за качество. При этом, по имеющейся у источников «Хронографа» информации, 20-процентная часть оклада может быть возвращена топ-менеджерам в случае, если они добьются общей экономии 3,5 млрд. р. На просьбу прокомментировать информацию по поводу снижения зарплаты топ-менеджеров председатель профкома ОАО «АВТОВАЗ» Николай Карагин сказал следующее: «Я не вхожу в состав менеджмента, поэтому меня эти снижения не коснулись». По словам Карагина, якобы эти сокращения выплат коснулись 170 топ-менеджеров АВТОВАЗа. «Думаю, что снижение составило не менее 1 млн. р. на каждого.

Но самое главное, они не публикуют информацию, сколько вообще они получают. От снижения зарплаты на пятую часть эффект будет мизерный», — полагает ветеран АВТОВАЗа Юрий Целиков.

Между тем с 27 мая на конвейере АВТОВАЗа начнется производство LADA 2171 («Приора»- универсал). «Начало производства именно с этого времени связано с плохой подготовкой. Ее должны были запустить еще в апреле», — считает Целиков.

«Общая программа выпуска на июнь — чуть более 30 тыс. автомобилей», — сообщил Карагин. Хотя, по его словам, подписанного приказа по режиму работы на июнь пока нет. «Рассматривался вариант работы завода в одну смену по 8 часов 5 дней в неделю. Одна смена будет работать неделю, другая — отдыхать. Время простоя будет оплачиваться из расчета 2/3 от средней заработной платы», -поделился с «Хронографом» планами завода профсоюзный лидер.

По поводу количества непроданных товарных автомобилей АВТОВАЗа Юрий Целиков сообщил, что, по его информации, таковых сейчас около 70-80 тыс. шт. Хотя, по информации генерального директора ЗАО «Мотор-Супер» (поставщика ОАО «АВТОВАЗ») Дмитрия Савенкова, сейчас непроданных автомобилей около 100 тыс. шт. Официальной информации АВТОВАЗа на этот счет нет.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.