Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (282) | 18 мая 2009г.
 

Льготы не работают

Деньги правительства не помогли продажам АВТОВАЗа на Дальнем Востоке

Илья Казаков

В конце апреля президент ОАО «РЖД» Владимир ЯКУНИН заявил, что выделенные правительством 2 млрд. р. на льготную доставку отечественных автомобилей на Дальний Восток не на что тратить. Объемы продаж LADA в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) за почти два месяца действия соглашения не возросли и не уменьшились, а отпускные цены даже увеличились на 2,5%.

В марте 2009 г. Федеральная служба по тарифам установила исключительные тарифы на железнодорожные перевозки отечественных автомобилей в ДВФО. Согласно данному решению ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) получило бюджетную субсидию 2 млрд. р. для компенсации перевозок автомобилей российского производства на Дальний Восток. Согласно договоренностям средства правительства должны были снизить стоимость доставки одного автомобиля в ДВФО в два раза — с 9 тыс. до 4,5 тыс. р. за 3 тыс. км. На расстояния, свыше указанного, тариф вообще обнуляется. Де-юре соглашение регламентировало для отечественных автопроизводителей, в частности крупнейшего — ОАО «АВТОВАЗ», если не снизить цены на продукцию для Дальнего Востока, то как минимум не увеличивать стоимость автомобилей за счет транспортных издержек.

Впрочем, заместитель генерального директора ОАО «Даль-Лада» (Владивосток) Юрий Ткачук уточнил «Хронографу», что льготы он считает нецелесообразными поставленным перед ними задачам. ОАО «АВТОВАЗ» уже в течение пяти лет и так компенсирует доставку LADА в Дальневосточный регион. В результате розничная стоимость LADA в регионах до введения льготных перевозок отличалась незначительно. Например, цена на хэтчбек LADA Priora в Самаре составляла порядка 294,5 тыс. р., а в Хабаровске — 295 тыс. р.

Льготные перевозки не принесли желаемого эффекта
Льготные перевозки не принесли желаемого эффекта

Но даже после введения льготных перевозок, согласно политике ОАО «АВТОВАЗ», цены на весь модельный ряд LADA с 30 марта увеличились на 2,5%, в т. ч. и в ДВФО. Общероссийское увеличение цен на 2,5% в денежном эквиваленте — это около 5-7,5 тыс. р., что как раз сопоставимо со стоимостью доставки одного автомобиля в ДВФО в дольготный период.

В то же время в пресс-службе ОАО «АВТОВАЗ» заявили, что по новому соглашению уже успели отправить в адрес ОАО «Амур-Лада» (Благовещенск) два вагона автомашин и еще четыре вагона в Хабаровск по госзаказу для МВД. Учитывая, что в стандартный железнодорожный вагон помещается порядка 10 автомобилей, то по «обнуленному» тарифу ОАО «АВТОВАЗ» поставило всего лишь около 60 автомобилей, т. к. вполне возможно, что вагоны могли быть неполными. Точное число машин в пресс-службе ОАО «АВТОВАЗ» назвать отказались, ссылаясь на коммерческую тайну. Но в любом случае, по мнению экспертов, достигнуть такими темпами заявленных ОАО «АВТОВАЗ» 350 тыс. автомобилей в год, поставленных в ДВФО по железной дороге, не получится.

Ранее председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Чемезов во время заключения соглашения заявлял, что за два года объем перевозок по железной дороге должен возрасти в семь раз и в итоге железная дорога получит более 50% объема продаж АВТОВАЗа — порядка 600 тыс. в 2009 г.

В РЖД не почувствовали, чтобы решение правительства о бесплатной перевозке автомобилей на Дальний Восток привело к росту поставок, отметил президент монополии Владимир Якунин.

Комментарии

Михаил ПАК, аналитик ИК «Метрополь»

- Прошло еще слишком мало времени, чтобы подводить итоги. Постановление действует всего месяц, а перед повышением пошлин — 12 января — дальневосточные дилеры завезли подержанные иномарки на много месяцев вперед. Поэтому РЖД долго придется ждать увеличения объемов перевозок в этом направлении.

Юрий ТКАЧУК, заместитель генерального директора ОАО «Даль-Лада»

- Ежемесячно во Владивостоке мы разгружаем 1-3 вагона LADA из Тольятти. Цены на автомобили LADA во Владивостоке сопоставимы с тольяттинскими. Другой вопрос в том, что возможностей хоть как-то простимулировать продажи у нас нет. Спрос на отечественные авто в нашем регионе достаточно стабилен и с начала года не изменился ни в большую, ни в меньшую сторону. Во Владивостоке все так же главенствуют недорогие праворульные автомобили, с введением заградительных пошлин их продажи просто переместились на вторичный рынок. У нас пока серьезным спросом пользуются лишь LADA 2107 и «Нива». Было несколько обращений по LADA «Калина» и одна покупка юрлицом LADA Priora. Есть небольшая надежда на недавно заработавшую у нас госпрограмму субсидирования процентной ставки по автокредитам. Но пока обращений не было, тем более что большинство автомобилей во Владивостоке покупаются за наличные средства.