Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (275) | 30 марта 2009г.
 

Иллюзия скидок

Заявленные федеральными сетевиками скидки не всегда работают на покупателя

Светлана Короткова

19 марта крупнейшая компания Х5 Retail Group заявила о том, что в ближайшее время снизит цены на 80% ассортимента торговой сети эконом-класса «Пятерочка+». При этом в компании не уточнили один важный момент: на сколько процентов будут снижены цены на продукцию. Между тем, как отмечают компетентные источники «Хронографа», данное заявление в большей степени похоже на пиар, чем на социальную поддержку покупателей.

19 марта на пресс-конференции в Москве руководитель компании Х5 Retail Group Лев Хасис заявил о том, что в ближайшее время снизит цены на 80% ассортимента торговой сети эконом-класса «Пятерочка+». Ситуацию разъяснил директор Средне-Волжского филиала Х5 Retail Group Владимир Рыжков: «Наш руководитель Лев Хасис на пресс-конференции заявил о том, что компания будет обеспечивать на самый «психологический» ассортимент товара самые низкие цены». Более того, он добавил: «Самые низкие цены — это значит, что мы начнем мониторить не только цены наших конкурентов, но и рынки. К примеру, если какая-то бабушка будет торговать продуктом дешевле, то свои цены мы приведем в соответствие и начнем торговать ниже ее».

По поводу этого заявления один из экспертов рынка продуктового ритейла высказал следующее предположение: «Здесь г-н Рыжков лукавит, занимаясь популизмом. Это самореклама. Такой мониторинг, конечно, можно организовать, но для этого нужно нанять кучу специалистов, услуги которых будут влиять на себестоимость товара. Конкурировать с бабушкой на рынке, наверное, не следует, ей тоже на что-то нужно жить».

Между тем участники регионального рынка высказали свои предположения относительно заявлений руководителей Х5 Retail Group. Так, региональный директор торговой сети «Матрица» в Самарской обл. Сергей Яковлев пояснил: «Возможно, это просто своеобразный рекламный ход. Поставщики вряд ли смогут дать такие скидки». Свою оценку происходящего дал и генеральный директор ООО «Агроторг-Самара» Кирилл Захаров: «Компания может снизить цену на 1% на все позиции и сказать, что «мы снизили на 80% номенклатуру», и это будет правда. Я считаю, что лучше снизить цену на 50% по 10% наименований, чем, как я говорил об 1%».

Важно отметить, что именно такой сценарий вполне может быть реализован сетевыми магазинами компании Х5 Retail Group. Например, у «Перекрестка» давно отработана акция «Красная цена».

Вчерашние скидки оборачиваются сегодняшним ростом цен
Вчерашние скидки оборачиваются сегодняшним ростом цен

Суть ее в том, что в строго определенный период на конкретный товар цена показательно снижается. Спустя какое-то время она восстанавливается, но уже после этого такое же снижение происходит с другой группой товаров. «Так, они могут по кругу поиграть со снижением цен примерно по всем своим 80% номенклатурного ряда. Но ведь при этом никто почему-то не пытается задаться вопросом: а как при этом изменялась цена на те товары, которые сегодня не попали под акцию «Красная цена»? Боюсь, цена на них может подрасти. Из этого следует, что магазин в проигрыше не останется, а лишь сумеет на этой игре цен заманить к себе дополнительных покупателей», — поделился своими предположениями один из экспертов рынка. Причем сетевики федерального уровня уже достаточно хорошо научились использовать технологии выуживания еще большего количества денег из покупателей, создавая при этом иллюзию небывалых скидок. Последний тому пример — новая акция гипермаркета «Реал». В конце зимы по почтовым ящикам горожан от этой компании были разбросаны буклеты. Они содержали информацию о том, что теперь можно приобрести посуду и прочие товары кухонного быта на развес. Указанная цена за 100 г веса действительно выглядела слишком низкой. Однако элементарное взвешивание кастрюли показало, что общая цена получается куда выше той, по которой ее можно было купить раньше.

Директор региональной сети супермаркетов «Миндаль» Сергей Дуцев в беседе с корреспондентом «Хронографа» поделился некоторыми соображениями по поводу форм работы своей сети, которые отличаются от приемов федеральных сетей: «Мы уже давно предпринимаем разнообразные меры в плане снижения цен. И эта работа достаточно продуктивная. Я имею в виду наработки по организации прямых поставок с заводов, от производителей. Пытаемся посредников урезать. Путем совершенствования логистики стараемся уменьшить себестоимость товара и, соответственно, его цену на полке.

По большому счету, без ложной скромности, в Тольятти мы являемся одними из законодателей моды на низкие цены» (см. таблицу №1).

Стоит отметить, что еще осенью 2007 г. правительство Самарской обл. совместно с региональными сетевиками начало работу по подготовке серии мероприятий, направленных на формирование справедливых уровней цен, доступных для основной массы граждан. Участие региональных властей позволяет достигать договоренностей с поставщиками о снижении цен, соответственно, сами сетевики в результате таких совместных действий соглашаются не только на снижение, но и на торговлю отдельными товарами практически без наценки. Такие акции постоянно проводятся в «Миндале», где в подобной акции задействовано около ста наименований продуктов. Например, сюда входит группа товаров ежедневного потребления: часть сырной, молочной продукции и т. д.

Воплотится ли в жизнь идея руководства Х5 Retail Group, сказать сегодня достаточно сложно. Ряд аналитиков заявления Х5 Retail Group считают результатом встречи президента РФ Дмитрия Медведева и совладельца консорциума «Альфа-групп» (обладающего контрольным пакетом Х5 Retail Group) Михаилом Фридманом. На этой встречи Медведев указал: «Пора прекращать корпоративный эгоизм». После чего Фридман вполне мог решить продемонстрировать высокую социальную ответственность своего бизнеса.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей ДУЦЕВ, директор торговой сети «Миндаль»

- Это все хорошо, так сказать, в ногу со временем. Жизнь заставляет совершать подобные шаги. У всех такая ситуация. Отмечу, что в нашем бизнесе вообще два пути. Или ты продаешь немного, но с хорошей наценкой, и зарабатываешь искомую сумму. Или ты сбавляешь наценку и продаешь гораздо больше товара, чтобы выйти на ту же самую сумму. Т. е. работаешь ради товарооборота, практически ничего не зарабатывая. Второй вариант имеет право на жизнь, но я боюсь, что в нынешней ситуации и цены будут ниже, и товарооборот не вырастет.


 

Цены на основные продукты питания в магазинах г. Тольятти
Таблица №1. Цены на основные продукты питания в магазинах г. Тольятти*
 «Миндаль»«Магнит»«О'кей»«Перекресток»
Яйцо, 10/30 шт.32,90/84,9031,30/93,90––/104,9035,20/105,60
Куры, кг79,9099,8084,9089,90
Молоко, 2,5%, л20,7021,6018,9022,40
Гречка (упак.)18,80 (1 кг)35,20 (800 г)34,90 (900 г)21,47 (800 г)
Рис (упак.)40,00 (1 кг)36,70 (800 г)41,90 (900 г)37,30 (800 г)
Мука, кг20,4029,9020,0024.69
Картофель, кг18,7616,9026,4016,10
Яблоки, кг39,9067,6042,9048,00
*Цены даны в руб. на 26 марта 2009 г. на самый дешевый товар в линейке