Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (267) | 2 февраля 2009г.
 

Оборонка остановила ЗАП

Завод авиационных подшипников расстается с работниками

Денис Федоров

В марте самарское ОАО «Завод авиационных подшипников» в соответствии с антикризисной программой планирует уволить не менее 300 человек. Ранее из-за неплатежей потребителей его продукции ЗАП был вынужден остановить производство и отправить весь персонал в вынужденные отпуска. Производство на предприятии возобновится 2 февраля.

Как сообщила корреспонденту «Хронографа» руководитель по связям с общественностью ОАО «Завод авиационных подшипников» Лилия Абдуллина, завод начнет сокращать штат в марте. Всего будет уволено 300 человек, которые в соответствии с законодательством будут об этом заранее предупреждены и получат все необходимые выплаты. Сокращение, по заявлению руководства предприятия, производится исходя из пакета заказов на 2009 г., который был сформирован в прошлом году: он оказался ниже запланированного. Со 2 февраля работа предприятия начнется в обычном режиме, сообщили в компании.

Уменьшение платежеспособного спроса со стороны крупнейших потребителей заставило порезать штаты и другим предприятиям Европейской подшипниковой корпорации (ЕПК). Так, в феврале на Саратовском подшипниковом заводе планируется сократить 566 человек. На Волжском подшипниковом заводе временно остановлено производство, а сотрудники находятся в отпусках. Также ОАО «Московский завод авиационных подшипников» уже уволило более 200 человек.

В ноябре 2008 г. исполнительный директор УК «Европейская подшипниковая корпорация», руководитель ОАО «Завод авиационных подшипников» Владимир Макарчук заявлял, что мировой финансовый кризис не обошел самарское предприятие. На ЗАПе была разработана антикризисная программа, предусматривающая снижение затрат, но о сокращении персонала речь не шла. В январе ЗАП остановил работу, потому что потребители не смогли оплатить продукцию завода.

Как сообщили в компании, основными потребителями продукции завода авиационных подшипников являются оборонные предприятия, в частности ОАО «Моторостроитель», ОАО «ЦСКБ Прогресс», ОАО «Авиакор-Авиационный завод» и ОАО «Салют». Сегодня на всех этих предприятиях якобы ведутся сокращения производств и штатов.

Аналитики считают, что ситуация на рынке подшипников тяжелая, как и во всем машиностроении. В связи с сокращением спроса на продукцию машиностроения производители подшипников были вынуждены сокращать объемы своего производства. По данным Росстата, в ноябре 2008 г. было выпущено всего 6,8 млн. шт. подшипников, что составляет 65,6% по сравнению с ноябрьскими показателями 2007 г. и 74,2% по сравнению с октябрем 2008 г. По итогам года общение падение производства подшипников может составить 25-30%.

Справка:

ОАО «Завод авиационных подшипников» (ЗАП) — головное предприятие дивизиона специальной продукции Европейской подшипниковой корпорации. В состав дивизиона также входят филиалы ОАО «ЗАП» в Саратове и г. Волжском (Волгоградская обл.). ЗАП производит более 5 тыс. типов подшипников. Номенклатура изделий завода состоит из различных типов радиальных, радиально-упорных и роликовых радиальных, упорных и конических подшипников.