Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (267) | 2 февраля 2009г.
 

Снижать нельзя повысить

Единороссы не сошлись в ценах на автомобили

Денис Федоров

26 января ОАО «АВТОВАЗ» повысило цены на автомобили Lada в среднем на 2,45% из-за роста цен на производственное сырье и комплектующие. Это вызывало негативную реакцию секретаря президиума генсовета партии «Единая Россия» (ЕР) Вячеслава ВОЛОДИНА (на фото), который заявил, что действия ВАЗа идут вразрез с программой по поддержке российского автопрома. Эксперты посчитали, что единороссы таким образом решили поддержать свой имидж.

С 26января ОАО «АВТОВАЗ» увеличило отпускные цены на автомобили Lada. В среднем по всему модельному ряду повышение составило 2,45%. Автомобили семейства Samara подорожают на 4,5 тыс. p., Lada Kalina будет стоить дороже на 6 тыс. р., а цена на Priora увеличится на 10 тыс. р. С начала июня 2008 г. автозавод не увеличивал отпускную стоимость автомобилей, несмотря на то что повышение цен на российском автомобильном рынке стало общей тенденцией. В 2008 г. отпускные цены на автомобили Lada выросли на 4,3% при уровне инфляции 12%.

По мнению заместителя директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, АВТОВАЗу приходится балансировать между той ценой автомобиля, которая позволяет оплачивать компоненты для сборки автомобилей, зарплату и т.д., а с другой стороны -она не должна превышать стоимость, по которой ее готов покупать потребитель. Хотя верхняя планка допустимой цены обозначена конкурентами.

Сергей Удалов считает, что «из списка действенных мер по поддержке отечественного автопрома осуществлена только одна — повышение пошлин на импортные автомобили. Все остальные меры, в частности субсидирование автокредитов, пока не работают». В развитие этого тезиса на прошлой неделе на неформальном уровне получила распространение информация о том, что Сбербанк якобы не может предоставить АВТОВАЗу уже выделенные на поддержку 1 млрд. р. Возможно, причиной для подобных предположений стало то, что на АВТОВАЗе пока не сумели предложить оптимальную систему стимулирования продаж.

Примечательно, что на следующий день после заявления о повышении цен АВТОВАЗом секретарь президиума генсовета партии «Единая Россия» Вячеслав Володин высказал свое недовольство: «Решение руководства АВТОВАЗа по повышению цен на модельный ряд автомобилей 2009 г. вызывает недоумение. Мы ожидаем от нашего отечественного автопрома сдерживания цен на свою продукцию, что крайне важно в условиях экономического кризиса и снижения покупательной способности наших граждан». Володин также заявил, что действия руководства АВТОВАЗа идут вразрез с усилиями председателя партии ЕР Владимира Путина. Однако Володин не мог не знать то, что один из высокопоставленных членов ЕР Сергей Чемезов является председателем совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» и что решение о повышении цен на автомобили не могло приниматься без его ведома.

Между тем Володин в своей критике сразу нашел сторонников в рядах оппозиционной партии «Яблоко». «Выступление Володина выглядит вполне трезво и адекватно. Разногласия я бы объяснил тем, что «Единая Россия» не является корпоративно однородной. И в данном случае экономические интересы собственников завода пришли в противоречие с декларациями партии. Вот один из ее руководителей и вынужден был вступиться за имидж. Самым интересным во всей этой ситуации является отражение этого спора на выборах в Тольяттинскую городскую думу, где президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин возглавляет список ЕР», — отметил председатель самарского регионального отделения (СРО) «Яблоко» Игорь Ермоленко.

Однако руководители СРО ЕР даже в этом вопросе сумели найти выгоду в этой противоречивости. «Партия заинтересована в сохранении и развитии автопроизводства, и АВТОВАЗ мы воспринимаем как сердце отечественного автомобилестроения. Но, с другой стороны, нельзя не разделять озабоченности по поводу предстоящего роста цен, ведь любой рост цен, даже незначительный, отражается на потребителях. А основной потребитель продукции АВТОВАЗа — это наши граждане», — отметил руководитель исполкома СРО ЕР Александр Фетисов.

Комментарии

Сергей УДАЛОВ, заместитель директора аналитического агентства «Автостат»

- Ценовая политика будет заключена в стремлении продать максимально возможное количество автомобилей за те деньги, которые делают возможным их дальнейшее производство. Причем минимально возможное количество автомобилей определено особенностями производств. Завод, рассчитанный на выпуск 700 тыс. машин в год, не сможет выпускать, скажем, 100 тыс. В этом случае его придется просто закрыть. И, соответственно, закрыть предприятия — производители компонентов, металлургов и т.д. Работникам предприятий будет нечем платить зарплату. Они не смогут купить не только автомобили, но ничего, кроме еды, и то в течение непродолжительного срока. Поэтому главная задача — сохранять спрос. Эту проблему решить на уровне завода невозможно — это задача руководства страны.

Александр ФЕТИСОВ, руководитель исполкома Самарского регионального отделения партии «Единая Россия»

- Думаю, что предстоящее повышение цен не идет вразрез с программой поддержки отечественного автопрома. На состоявшейся недавно встрече Бориса Грызлова с руководителями российского автопрома достигнута принципиальная договоренность, что темпы роста цен на российские авто не превысят инфляцию.