Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (267) | 2 февраля 2009г.
 

По второму заходу

Мэрия Тольятти решила самостоятельно закупить платежные терминалы

Евгения Андросова

Предстоящее подписание мэром Тольятти Анатолием ПУШКОВЫМ постановления о переходе на электронный проездной станет вторым на эту тему за год его пребывания в нынешней должности. Предыдущее постановление о введении электронных проездных подразумевало запуск проекта с 1 декабря 2008 г. Оно не было выполнено, т. к. не был решен вопрос организации сети платежных терминалов для пополнения счета и активации электронных проездных. Присутствующая в Тольятти сеть интернет-киосков, развернутая ранее на деньги областного бюджета, была признана неспособной выполнять эти функции.

У транспортного управления был выбор — создать свою собственную сеть терминалов, но это предполагало дополнительные расходы. Можно было также договориться с частными предпринимателями и адаптировать под программу электронного проездного уже существующую сеть частных платежных терминалов. Второй вариант достаточно проблематичен, т.к. база данных по льготникам является закрытой, и если передавать ее частным лицам, то нет гарантии, что те не воспользуются данными в личных целях либо базу надо будет кодировать, ставить защиту.

Помимо этого, существовал и совершенно другой вариант. Можно было использовать сеть интернет-киосков, которая работает в рамках проекта СУПРЕМА (система управления регионом с применением мультиагентных технологий), разработанного правительством Самар- ской обл. при непосредственном участии Владимира Виттиха, советника бывшего губернатора Самарской обл. Константина Титова (см. «Хронограф» №31 (196) от 10.09.07). Одним из актуальных приложений СУПРЕМА является транспортное. Его активация позволяет льготной категории лиц пользоваться услугой «электронный проездной». Однако существующие в Тольятти интернет-киоски не оборудованы купюроприемниками (см. «Хронограф» №37 (252) от 06.10.08). Кроме того, в городе установлено всего 15 интернет-киосков, что крайне мало для охвата всей территории Тольятти.

Руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства мэрии г. Тольятти Геннадий Таранов объяснил, почему электронный проездной не был введен к 1 декабря 2008 г.: «До конца года нам из области должны были передать еще интернет-киоски, но мы их так и не получили, поэтому мы не смогли при поддержке области ввести систему в те сроки, которые предполагалось. Мы не предусматривали, что должны будем сами приобретать терминалы, соответственно не заложили деньги. В этом году электронный проездной будет вводиться силами города».

Мэрия решила сама закупить платежные терминалы. На данный момент уже закуплено 50 терминалов, до конца года планируется закупить еще 150 терминалов. Такой терминал обслуживается оператором и по размеру примерно как кассовый аппарат. Всего по городу планируется установить 200 пунктов пополнения счета. В этих пунктах можно будет приобрести карточку на разовый проезд стоимостью 12 р., схожую с проездным билетом московского метрополитена. Или купить месячный пластиковый проездной билет. Такой карточкой можно пользоваться в течение 3-5 лет, докупая на нее поездки в пунктах пополнения. Стоимость месячного проездного ориентировочно 700 р., и рассчитан он на 70 поездок. По истечении месяца или 70 поездок на пластиковом билете надо будет заново его пополнять.

Что касается льготных категорий граждан, то они будут пользоваться своей социальной картой жителя Самарской обл. как электронным проездным. Для этого льготник в пункте пополнения счета, через терминал сможет активизировать льготу на проезд и доплатить недостающую сумму.

Для льготных категорий граждан количество поездок в месяц не ограничено. Примечательно, что социальная карта выдавалась льготникам в рамках проекта СУПРЕМА, реализованного на бюджетные деньги области. Ранее предполагалось, что в пунктах пополнения будет использоваться программа СУПРЕМА, в частности, ее транспортное приложение. Однако на новых терминалах, закупленных департаментом транспорта, стоит программа, разработанная московской компанией ООО «Социальные системы». Эта же компания занимается и изготовлением электронных проездных.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Геннадий ТАРАНОВ, руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства мэрии г. Тольятти

- Когда в Тольятти будет реализована программа -«электронный проездной»?

- Мы пока говорим о вещах, которые предполагаем. Этот вопрос решится, наверное, в конце недели. Нужно согласование со многими департаментами: с департаментом социальной поддержки населения, с финансовым департаментом, с правовым. Внедрение предполагает поэтапные действия: если мэр подписывает постановление на следующей неделе, тогда необходимо заказывать сейчас уже не обычный проездной, а электронный. А его надо заказывать за два месяца до того, как мы их будем продавать. Если сейчас уже практически февраль, то я смогу заказать проездные только на апрель.

Валерий ТОЛКАЧЕВ, бывший директор ОАО «Регионавтотранс-Тольятти»

- Чтобы понимать, как работает новое оборудование по использованию электронных проездных, мы должны были изучить как эксперимент какие-то моменты эксплуатации и обслуживания. Валидаторы громоздкие, неудобные, руки у кондуктора заняты, это да. Но что поделаешь? Другого наука еще пока не придумала, а прогрессивные технологии надо вводить. Я считаю, что на деятельности предприятия эта система отразится положительно, т. к. исключаются безучетные, безликие пассажиры. Однако не стоит забывать о человеческом факторе, который может существенно повлиять на эффективность использования электронного проездного.