Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (267) | 2 февраля 2009г.
 

Безналичная поездка

Электронный проездной исключит приписки

Евгения Андросова

На предстоящей неделе департамент транспорта и дорожного хозяйства мэрии г. Тольятти надеется успеть согласовать последние спорные детали реализации проекта «Электронный проездной» на территории Тольятти. Если это случится, то уже на следующей неделе мэр Тольятти Анатолий ПУШКОВ будет готов к рассмотрению соответствующего постановления о сроках реализации проекта. На данный момент, несмотря на ряд заявленных лоббистами проекта плюсов, все еще остаются некоторые вопросы по эффективности предлагаемой системы в условиях тольяттинской действительности.

На данный момент, по словам заинтересованных лиц, многие проблемы внедрения электронного проездного (специальная пластиковая платежная карточка) на территории г. Тольятти почти решены. Ручные терминалы для кондукторов — валидаторы — в количестве 750 штук были закуплены городом еще в прошлом году. Также за бюджетный счет закупили оборудование для считывания информации с валидаторов и платежные терминалы для активизации электронных проездных и пополнения счета. По словам руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства мэрии Тольятти Геннадия Таранова, якобы «остались чисто организационные моменты». А именно: мэр должен подписать новое постановление, а департамент социальной поддержки населения мэрии Тольятти, возглавляемый Ларисой Загребовой, должен предоставить в транспортное управление мэрии карты с информацией о доли стоимости в проездном билете льготной составляющей для разных групп льготных категорий граждан, а также карту категории льготников, проживающих в Тольятти. Т. е. данные, из бюджета какого уровня льготнику выделяются деньги на проезд в общественном транспорте на территории тольяттинского муниципалитета.

С одной стороны, система электронных проездных имеет ряд явно положительных моментов. Главный из них — это четкий, прозрачный учет количества совершенных горожанами поездок. «Мы получаем возможность контролировать, сколько и какая компания перевозит. На мой взгляд, это будет очень стимулировать компании. Не так, как раньше, когда транспортное управление в каком-то давнем году провело перепись количества пассажиров и, возможно, сочло, что эти данные будут неизменными всю жизнь», — пояснил Таранов. Помимо этого, по задумке авторов проекта, якобы будет возможен точный учет совершенных льготниками поездок.

Соответственно, суммы компенсации предприятиям из бюджетов разного уровня будут определяться точно по числу поездок. Сейчас же ситуация такова, что транспортные предприятия при желании могут заниматься припиской поездок к реальным цифрам, но ссылаясь при этом на данные проведенной когда-то переписи пассажиров. Этот факт неоднократно вызывал у руководства Министерства управления финансами Самарской обл. недоверие в момент выплаты перевозчикам денег по льготникам. Этот вопрос часто становился предметом судебных разбирательств между Минфином и муниципальными транспортниками.

Возможно, поэтому с введением электронного проездного может получиться так, что некоторые предприятия начнут терпеть убытки, т. к. реальное количество перевозок может оказаться меньше того, что заявлялось раньше. Что характерно, в этом Таранов также видит положительный момент: «Вот мы и увидим, кто сколько возит и сколько должен получать за это. Зачем мы будем поддерживать вымирающие предприятия, если, конечно же, такие есть? Это оздоровление транспортной отрасли».

Примечательно, что ОАО «Регионавтотранс-Тольятти» (РАТ-Т) в течение 2008 г. проводило эксперимент с электронными проездными. Компания занимается пассажирскими перевозками в Автозаводском р-не по маршрутам бывшего МП «АТП-1». Было выявлено, что ручные терминалы для считывания информации с проездного, которыми будут пользоваться кондукторы, неудобны и малоэффективны. У кондукторов возникали технические проблемы, как, например, поломка валидаторов или разрядившиеся аккумуляторы. Отмечался и человеческий фактор: кондуктор не зафиксировал проезд, пассажир карточку забыл и т. д. Насколько будет учтен этот опыт транспортным управлением мэрии, прогнозировать сложно.

Комментарии

Лариса ЗАГРЕБОВА, руководитель департамента социальной поддержки населения мэрии г. Тольятти

- Как вы считаете, переход на систему электронного проездного способствует защите интересов льготников?

- Эта система в принципе не затрагивает их интерес. Они сейчас покупают бумажный билетик, а будут ездить по электронному. И в этом смысле никакого ограничения, ущемления их интересов не происходит. Другое дело, транспортники начинают получать возмещение учтенных расходов за учтенные поездки. Вот и все. А людей это, в принципе, никак не касается, для людей — изменение формы, материала вот этого билетика.

- На сегодняшний день сколько процентов льготников получили уже социальную карту?

- Практически все. К внедрению электронных проездных мы готовы.

Максим ПОЛЯКОВ, директор МУ «ТольяттиТранс-Навигатор»

- Почему программа «Электронный проездной» не была реализована до 1 декабря 2008 г., как было указано в постановлении мэра Анатолия Пушкова?

- Там ряд технических проблем возник, причем не зависящих от нас. Мы занимались оборудованием и техническим сопровождением. Сейчас все закуплено. В первом квартале этого года мы готовы запускать эту программу.

- Как вы считаете, для города выгодно переходить на электронный проездной?

- Транспортным предприятиям — да.