Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (267) | 2 февраля 2009г.
 

Богданов уступил

Предприниматель не будет препятствовать строительству автомобильной развязки в Тольятти

Анна Пенкина

7 февраля заканчивается срок разрешения на строительство автомобильной развязки на пересечении Южного шоссе и Обводной дороги, выданного администрацией Тольятти в 2004 г. Строительство затянулось в связи с тем, что собственник 2,4 га земли под будущей развязкой Андрей БОГДАНОВ не давал согласия на строительные работы. 27 января на заседании рабочей группы комитета по строительству СГД руководитель управления дорожного строительства мэрии Тольятти Николай ТАРАНОВ доложил депутатам, что мэрии удалось договориться с Богдановым. Некоторые эксперты считают, что неожиданная уступка Богданова связана с тем, что в феврале возобновляется производство скандального «земельного дела», возбужденного областной прокуратурой в отношении бывшего мэра Тольятти Николая УТКИНА в 2004 г.

Строительство автомобильной развязки на Южном шоссе, нормативный срок которого составлял 32 месяца, должно было начаться еще в 2004 г. Но из-за судебных споров работы тормозились и средства областного бюджета, выделяемые на развязку, не осваивались и в результате перебрасывались на другие объекты. В конце 2008 г. в связи с тем, что тольяттинская Обводная дорога переходит в ведение области, правительство области забирает этот объект у муниципалитета. Осенью Министерство автомобильных дорог Самарской обл. выступило в качестве заказчика работ по строительству развязки, что позволило, наконец, выйти на нулевой уровень строительства.

Но из-за нерешенного земельного вопроса в бюджете на 2009 г. деньги на тольяттинскую развязку заложены не были.

Общая площадь строительства развязки — 17 га. 14,6 га к настоящему моменту находятся в собственности у немецкой компании ЕСЕ, с ней мэрия смогла урегулировать все земельные вопросы. Но под развязкой есть участок площадью 2,4 га, принадлежащий члену совета директоров ОАО КБ «Солидарность», предпринимателю Андрею Богданову, который все это время якобы не разрешал строительство на своем участке. Ранее муниципалитет уже предлагал Богданову на обмен различные участки в черте города, но при проверке оказывалось, что права на них принадлежали другим лицам. Сейчас, с передачей развязки области, городские власти быстро нашли устраивающий Богданова вариант: два участка площадью 1,1 га и 0,7 га в городской черте. Сейчас эти участки должны пройти процедуру передачи их в собственность области, и уже правительство Самарской обл. будет производить обмен с Богдановым. «Насколько я знаю, с собственниками остальных 14,6 га земли под развязкой городу также удалось договориться только на словах.

Николай Уткин и Наталья Немых пытались оспорить земли совхоза «Россия», но право собственности на эти земли за совхозом, а не загородом. В черту города эти участки действительно входят, но в собственность — нет. Это подтверждается российским законодательством», — прокомментировал ситуацию Андрей Богданов.

По словам юриста правового управления СГД Романа Леопарова, данный вариант не противоречит действующему законодательству.

По словам депутата СГД Геннадия Маркина, теперь необходимо пролонгировать разрешение на строительство, истекающее 7 февраля. Здесь обнаружилась правовая коллизия: изначально Обводная дорога, а соответственно, и развязка на ней были объектами муниципального значения. Соответственно, и разрешение на строительство выдавал муниципалитет. Сейчас, в связи со сменой собственника, объект получил статус регионального. И даже если бы срок разрешения на строительство не истекал, нужно оформлять новое разрешение, уже выданное областными властями.

Т.к. деньги на развязку в бюджете на 2009 г. не заложены, Министерство автомобильных дорог должно выйти в СГД с инициативой внести изменения в бюджет и изыскать из общих средств министерства (около 10 млрд. р.) деньги на строительство развязки. По расчетам, на 2009  г. потребуется 300 млн. р., на 2010  — 475 млн. р. Причем вносить изменения в бюджет нужно не позже марта, чтобы уже в апреле провести торги на определение подрядчиков и в мае начать работы.

По мнению экспертов «Хронографа», возможно, причина этой спешки заключается не столько в том, что Богданов вдруг осознал необходимость строительства развязки, а в том, что стало известно о реанимации скандального «земельного дела» Уткина.

По информации «Хронографа», производство по этому делу возобновляется уже в феврале. Осенью 2008 г. новый мэр Тольятти Анатолий Пушков фактически признал права СХАО «Россия» на земли «треугольника». По мнению экспертов, у него было два варианта: судиться и дальше, доказывая, что земли принадлежат муниципалитету, причем процесс мог занять еще годы, или пойти на компромисс. Пушков выбрал второй вариант.

Комментарии

Геннадий ТАРАНОВ, руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи

- Все эти годы область выделяла на строительство развязки финансирование в недостаточных объемах — до 50 млн. р. в год. На эти суммы ничего нельзя было сделать. К сегодняшнему дню был произведен частичный вынос сетей, завершена консервация объекта. Сейчас готовность земляных работ составляет 25%. Передача объекта в собственность области значительно облегчила решение земельного вопроса с Андреем Богдановым.

Андрей БОГДАНОВ, владелец земельного участка на месте будущей развязки.

- Да, действительно, развязка не строилась из-за того, что городом не был решен земельный вопрос со мной. Сейчас город предложил мне на обмен два участка земли, которые меньше по площади, но, тем не менее, меня устраивают. Но, к сожалению, меня не устраивают технологии, которые город пытается применить, забирая у меня участок в собственность, а мне отдают эти два участка в аренду, причем только на три года. Естественно, что я опасаюсь того, что у меня впоследствии эти участки город может просто отобрать. То, что было предложено в СГД, до меня еще не донесли. Я в первый раз слышу об обмене «собственность на собственность». Мы действительно договорились, я выделил из своего делового оборота этот участок в 2,4 га, поскольку понимаю, что городу нужна развязка, и не собираюсь ничего там делать. Но я жду, чтобы был найден нормальный, законный механизм, с помощью которого будет осуществлена передача этих участков.