Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (259) | 24 ноября 2008г.
 

Неудачные месяцы

Прибыль ОАО «АВТОВАЗ» с начала года упала более чем в девять раз

Денис Федоров

На прошлой неделе ОАО «АВТОВАЗ» опубликовало финансовую отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета по итогам 9 месяцев 2008 г., в которой показало не самый лучший результат. Кроме того, автозавод в течение III кв-ла избавился от ряда дилеров в России и за рубежом. Эксперты полагают, что по итогам IV кв-ла показатели АВТОВАЗа могут не улучшиться.

17 ноября ОАО «АВТОВАЗ» опубликовало финансовую отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета по итогам 9 месяцев 2008 г., которая разочаровала многих инвесторов. По мнению аналитиков брокерского дома «Юнити Траст», принципиально важным моментом является резкое падение прибыли компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: за три квартала 2008 г. прибыль АВТОВАЗа упала в 9,3 раза (до 0,834 млрд. р.). Негативную динамику продемонстрировала также прибыль от продаж. Она снизилась на 61% (до 3,131 млрд. р.). Показатель валовой прибыли уменьшился на 33,7% (до 8,733 млрд. р.). Стоимость чистых активов автозавода за 3 месяца упала на 664 млн. р. и составила 55, 5 млрд. р. Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками с июня увеличилась на 4,2 млрд. р. и составила 25,9 млрд. р. Позитивная динамика отмечается только по выручке компании, возросшей в отчетном периоде на 15,5% (до 126,6 млрд. р.).

По мнению экспертов, резкое падение прибыли компании объясняется ростом себестоимости легковых автомобилей и неудовлетворительной динамикой продаж по сравнению с плановым уровнем. Судя по отчетности АВТОВАЗа, по итогам января-сентября 2008 г. объем продаж новых автомобилей иностранных марок вырос на 40,0% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составил 1604948 автомобилей. На сегмент новых автомобилей российских марок по итогам девяти месяцев 2008 г. пришлось 25,0% рынка новых автомобилей, на сегмент новых автомобилей иностранных марок соответственно 75,0%. Автомобили марки LADA производства ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «ИжАвто» заняли по итогам января-сентября 2008 г. 23,0% рынка новых легковых автомобилей, годом ранее их доля составляла 28,8%. Объем сегмента импортируемых иномарок за аналогичный период увеличился на 36,8%, а автомобилей иностранных марок российского производства — на 49,0%. По итогам января-сентября 2008 г. по сравнению с предыдущим годом на 3,1% выросла доля новых автомобилей иностранных марок российского производства и составила 20,9% в общем объеме проданных автомобилей (в январе-сентябре 2007 г. — 17,8%).

Кроме того, ОАО «АВТОВАЗ» отказалось от сотрудничества с банками «Уралсиб» и «Траст». Еще по итогам II кв-ла компания имела рублевые счета в этих кредитных учреждениях. По мнению аналитиков, возможно, просто закончилось действие договора между сторонами и они решили его не продлевать.

Также одной из причин могли стать изменения условий сотрудничества, предложенные одной из сторон, на что другая сторона не согласилась.

Также сократилось и количество официальных дилеров, а также непрофильных организаций в российских регионах и за рубежом, включая чешского дилера CS AUTOLADA spol. S г.о. По мнению аналитика ИК «Финам» Владислава Исаева, сокращение числа этих фирм связано с тем, что АВТОВАЗ последовательно избавляется от непрофильных активов, которые не относятся непосредственно к производству автомобилей. Что касается дилеров, то и здесь АВТОВАЗ оставляет у себя пока лишь дочернюю компанию «Лада-Сервис», которой и передается дилерская сеть. АВТОВАЗ идет по пути, по которому мировые автопроизводители прошли уже давно: сосредоточиться только на выпуске машин, считает эксперт.

В целом аналитики «Юнити Траст» негативно оценивают представленную отчетность и ожидают, что финансовые результаты IV кв-ла окажутся достаточно скромными. Кроме того, резкое падение прибыли и острая потребность автопроизводителей в краткосрочных финансовых ресурсах приведут к тому, что по итогам 2008 г. дивидендная доходность акций АВТОВАЗа будет очень низкой.