Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (247) | 1 сентября 2008г.
 

В традициях Путина

Владимир Артяков подвел итог первого года работы губернатором

Алеся Чурсаева

27 августа состоялась пресс-конференция губернатора Самарской обл. Владимира АРТЯКОВА, приуроченная к годовщине с момента его назначения главой региона. Вопросы, заданные на ней, касались как сложившейся политической и экономической ситуаций в области, перспектив развития, так и личной жизни губернатора. Общение с журналистами прошло в традициях, заложенных ежегодными пресс-конференциями экс-президента Владимира ПУТИНА. В своем вступительном слове глава региона пообещал, что подобные пресс-конференции станут традиционными и для Самарской обл., чтобы жители смогли получать достоверную информацию из уст первого лица губернии.

Курсом на соцнаправленность

27 августа 2007 г. президентом РФ Владимиром Путиным на рассмотрение парламента Самарской обл. была внесена кандидатура нового губернатора Владимира Артякова. Уже 29 августа Артяков занял кресло главы региона. Спустя год губернатор на встрече с представителями СМИ подчеркнул, что сегодня Самарская обл. — это динамично развивающийся регион с большим потенциалом экономического роста. Артяков отметил, что в регионе политическая ситуация стабильная, в межпартийной работе нет серьезных разногласий, достигнуто полное понимание в работе с губернской думой, выстроено общение с главами муниципалитетов.

Первый вопрос журналистов касался «идеальных» представлений главы региона о том, как должны обстоять дела в Самарской обл. Отвечая на вопрос, Владимир Артяков заметил: «Идеальное представление прежде всего бывает у идеалистов. У тех, которые себе представляют что-то, но редко сталкиваются с реальной ситуацией, конкретными вопросами и практической работой. Естественно, у меня есть свое представление развития области, и оно складывается не только из моего личного мнения. Оно основывается, прежде всего, на исследованиях ученых, экономистов, практических людей, которые занимаются вопросами исследования проблем экономики. Из этого всего и складывается определенная тенденция и понимание того, как должна развиваться область».

Говоря в целом о сложившейся ситуации в регионе, Артяков констатировал, что еще 5-6 лет назад область была в тройке лидеров по развитию экономического потенциала и по социально-экономическим показателям. Затем всего за 6 лет сместилась на 7-8 место. Когда новый состав облправительства приступил к работе, были исследованы причины такого скачка. В результате удалось повысить эффективность управления бюджетными средствами. Так, в 2008 г. на дорожное строительство была выделена десятая часть консолидирующего бюджета, что почти в два раза больше, чем в 2007 г. Результаты уже ощутимы, и не только по Самаре, но и другим территориям. Значительно улучшены показатели по производству продукции сельского хозяйства. «Если подводить итоги работы села за первое полугодие т. г., то по итогам уборочной нам по силам подойти к 2 млн. т зерна», — сообщил губернатор. В прошлом году эта цифра была на уровне 1,4 т. Таким образом, урожайность выросла с 16 до 18 ц с га. На сегодняшний день ведется работа по созданию новых животноводческих ферм, поднимается птицеводство. В эти сферы активно привлекаются крупные инвесторы. Также наблюдается позитивная тенденция ввода жилья. Если в 2006 г. область недотягивала до 1 млн. кв. м, то по результатам 2007 г. было введено 1,2 млн. кв. м. В этом году планируется ввести на 100 тыс. кв. м жилья больше.

Владимир Артяков отметил, что заново сверстанный бюджет 2008 г. полностью социально ориентированный. Дополнительно было выделено более 1 млрд. р. на социальные нужды, которые были направлены на создание и улучшение материально-технической базы объектов здравоохранения и народного образования. Артяков заверил, что бюджет на следующий год будет также социально ориентированным. По сравнению с прошлым годом на 30-40% увеличены поступления из облказны на нужды здравоохранения. Говоря о позитивной динамике роста региона, губернатор затронул вопросы, которые, по его словам, не поддаются никакой критике. Так, например, до сих пор на территории области в некоторых сельских поселениях есть школы, которые отапливаются дровами. Подводя итог, глава региона заметил: «Если же говорить о том, чего мы не успели, то отмечу, что для осуществления всех планов было мало времени, успеем больше».

Платформа для реальных инвестиций

Один из вопросов касался перспектив сотрудничества с Внешэкономбанком. Губернатор сообщил, что уже подписан меморандум, в котором определены основные этапы взаимодействия с банком по созданию ОАО «Корпорация развития Самарской области», и заверил, что Внешэкономбанк заинтересован работать в нашем регионе.

По мнению Владимира Артякова, темпы развития инвестиционного и социально-политического потенциала области могут быть выше. «Мы находимся в этом направлении на полпути», — заметил губернатор. Для улучшения инвестиционного климата, по словам главы региона, на сегодня необходимо усилить саморекламу региона на федеральном уровне. На данный момент область работает с такими мощными компаниями, как Роснефть, Транснефть. От этих компаний поступили предложения, касающиеся строительства новых перерабатывающих мощностей. Также регион работает с компанией «Сибур». Планируется довести до конца строительство логистических центров.

Одним из самых важных событий года в плане привлечения инвесторов стало соглашение о строительстве завода Pirelli.

«В Тольятти мы предполагаем построить нормальный автомобилестроительный кластер. Завод Pirelli — первый шаг к тому, чтобы на территории технопарка развивать высокоэкономическую зону и привлекать туда новых инвесторов», — заявил Артяков. Отвечая на вопрос, как соглашение с компанией Pirelli отразится на жизни тольяттинцев, губернатор отметил, что это прежде всего новые рабочие места, новые социальные возможности для города и налоговые поступления. Важность такого завода для города и области очевидна. Для автогиганта это означает новое качество автомобильных шин. Кроме того, на первом этапе планируется выпускать более 4 млн. шин для автомобилей, как легковых, так и грузовых. Глава региона подчеркнул: «Это новый автомобильный рынок, в том числе и для КАМАЗов, для машин, которые будут выпускаться в Калуге, в Санкт-Петербурге, и для тех, которые выпускаются сегодня в Нижнем Новгороде».

Общаясь с журналистами, Владимир Артяков также сообщил, что правительство Самарской обл. подало заявку на создание особой экономической зоны в рамках технопарка в Тольятти. На сегодня этот вопрос согласовывается с федеральным правительством. Губернатор выразил уверенность, что особая экономическая зона в рамках технопарка даст совершенно уникальную отдачу после реализации этого проекта. «Это очень важный проект, и мы доведем его до конца», — пообещал Артяков.

Очень тонкий механизм

Одним из важных направлений деятельности правительства Владимир Артяков назвал борьбу с коррупцией. Он отметил, что по итогам антикоррупционной кампании многие чиновники, в том числе и в областном правительстве, уже пострадали и, может быть, еще пострадают. «Ничего здесь страшного нет. У нас здоровый организм, который должен самоочищаться», — заметил глава региона. Что касается вопроса к губернатору, будут ли расплачиваться за свои действия те ФПГ, которые помогали своими финансовыми вложениями главам муниципальных образований во время предвыборных кампаний, ответ Артякова был жестким. Он заявил, что когда речь идет о кандидатах на должность главы муниципального образования, то прежде всего они смотрят, чтобы этот человек был независимым от ФПГ. Губернатор отметил, что эти вопросы рассматриваются со всей тщательностью, т. к. сегодня не должны попадать во власть люди, которые идут туда с целью отстаивать свои частные, корпоративные интересы. При этом он подчеркнул: «Мы не можем позволить, чтобы какая-то территория стала подразделением какого-то частного предприятия. Тогда у нас получится не область, а частная корпорация, разделенная на мелкие владения. При этом теряются система управления и вертикаль власти».

Отвечая на вопрос, насколько главы сельских и городских поселений собрания представителей на сегодня вписываются в вертикаль власти и справляются ли они с полномочиями, которые на них были возложены в рамках ФЗ №131 о реформе местного самоуправления, губернатор отметил, что закон задуман правильно, но наша готовность не всегда соответствует его требованиям. Имеются вопросы кадрового состава, и руководители районов должны помогать сельским поселениям и муниципальным образованиям в реализации своих полномочий. Если кто-то не справляется, то происходит на какой-то период времени возврат этих полномочий. «Мы не можем сегодня рисковать и отдать все полномочия сразу и тем самым отстраниться от этой работы. Если руководитель сельского поселения не справляется, мы должны планомерно и постепенно приучать его к определенным требованиям, прежде всего научить, — пояснил Артяков. -Мы анализировали эту ситуацию, где-то около 80% готовности у нас есть. Это нормальная ситуация, я думаю, что через какое-то время все полномочия будут переданы в рамках законодательства. Пока мы занимаемся обучением кадров и помогаем им встроиться в новые условия работы. Наши муниципальные образования и сельские поселения нормально встроены в вертикаль власти». Говоря о расширенном списке полномочий муниципальных образований согласно ФЗ №131, губернатор сообщил, что в общем контексте муниципальным образованиям передано 33 вида полномочий. По факту в муниципалитетах исполняется 28. Еще 5 полномочий переданы пока не во все сельские поселения. Глава региона сообщил, что с начала реализации закона все полномочия будут переданы на уровень районов и поселений, и эти вопросы будут находиться под контролем правительства области. «Иначе впоследствии мы не сможем объяснить населению провальные вопросы, которые будут возникать на территории. Это очень тонкий и чувствительный механизм, настраивать который надо очень тщательно», -прокомментировал Владимир Артяков.