Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (245) | 21 июля 2008г.
 

Недоприватизация

Почему ЗАО «АИСТ» занимает здание в центре Тольятти

Подготовлено ИА «Центр-Инфо»

В своем официальном ответе редакции «Хронографа» ЗАО «АИСТ» утверждает, что «все принципиальные вопросы владения и пользования зданием урегулированы». Однако если в распоряжении АИСТа до сих пор имеется только мировое соглашение с Территориальным управлением (ТУ) Агентства по управлению федеральным имуществом, то можно предположить, что апелляционная инстанция Самарского арбитражного суда утвердила своим постановлением незаконное мировое соглашение. Сам же АИСТ, даже подтвердив свои затраты, не мог претендовать на государственное имущество в обход ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Первоначально АИСТу следовало обратиться к гл. 60 ГК РФ. АИСТ должен был выйти с иском к владельцу объекта о взыскании суммы, потраченной на достройку здания, поскольку данные затраты можно отнести к неосновательному обогащению владельца здания. Однако телефонная компания обратилась в суд с исковым требованием «признать за ЗАО «АИСТ» право общей долевой собственности в размере 1/2 на незавершенное строительством здание (корпус 944-02)».

Суд первой инстанции иск принял и отказал в его удовлетворении (дело А55-119115/2005). Главным основанием для отказа стало то, что апелляционная инстанция признала ничтожным договор простого товарищества от 24 ноября 1997г. между ОАО ФСК «Экос» и ЗАО «АИСТ». Возможность обойти это решение в апелляционном порядке возникла из-за того, что суд не рассмотрел дело с позиции ФЗ «О приватизации».

Апелляционная инстанция утвердила мировое соглашение, которое, предположительно, противоречит ФЗ «О приватизации» и нарушает права третьих лиц. Вряд ли замруководителя Территориального управления Сергей Файнгерш имел право подписывать такой документ. Для возмещения затрат истца за счет имущества ТУ должно было определить, какой объект можно реализовать для этой цели, а дальше идти по процедуре, предусмотренной ФЗ «О приватизации».

Следует отметить, что ТУ не является последней инстанцией. В соответствии с п.6.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» агентство имеет право отменять решения территориальных органов. Более того, у центрального аппарата есть право на обращение в орган прокуратуры с заявлением в рамках надзорной деятельности о принятии мер прокурорского реагирования в связи с нарушением законодательства и право на обращение в суд о признании незаконным решения, принятого ТУ.

В качестве третьей стороны к делу не был привлечен Российский фонд федерального имущества (РФФИ), которому поручено «осуществлять от имени правительства Российской Федерации функции по продаже приватизируемого федерального имущества» (распоряжение правительства РФ от 26 апреля 2002 года №605-р).

Кроме того, п.16 Устава ФФИ гласит, что фонд осуществляет в установленном порядке реализацию имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество». До сих пор ФФИ имеет все основания обжаловать постановление апелляционного суда в порядке ст. 288 п. 4 АПК РФ и других норм этого кодекса.

К третьим лицам, чьи права были нарушены, можно отнести и ФНС. Не совсем понятно, почему представитель ФНС не сослался на приобщенные к делу документы об арендной плате за землю. На 1 декабря 2003г. ФНС заплатила за земельный участок под Деловым центром в общей сложности 648,8 тыс.р. Если результаты мирового соглашения будут проведены через регистрирующие органы, то половина участка также перейдет в руки АИСТа. Таким образом, представитель налоговых органов имел достаточно оснований для подтверждения суду нарушения прав своей службы.

Ст. 139 АПК РФ устанавливает, что мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону. Таким образом, есть все основания предположить, что мировое соглашение, заключенное ЗАО «АИСТ» с ТУ, незаконно.

Суд приобщил к делу оценку, проведенную ООО «ОПК-С», где здание было оценено в 24,6 млн.р. В соответствии с Перечнем объектов недвижимости Управления ФНС РФ по Самарской обл. на 1 января 2005г. балансовая стоимость здания 944-02 составляла 55,2 млн.р. В результате несложных математических подсчетов можно предположить, что АИСТ, подтвердив затраты на 12,3 млн.р., мог претендовать не более чем на 14% здания. Если выстраивать версию дальше, то можно предположить, что за счет занижения цены объекта мировое соглашение позволило частной компании получить государственной собственности почти на 32,3 млн.р. без каких-либо оснований. Причем якобы заниженная цена позволяет снизить налог на имущество. Т. к. объект в эксплуатацию не сдан, налог на имущество вообще не платится. В данном случае речь идет о сотнях тысяч рублей.

Напомним, что процедура отчуждения объектов федеральной собственности предусматривает аукцион. Таким образом, если бы был применен ФЗ «О приватизации», государство вполне могло избежать бюджетных потерь.

Тем не менее мировое соглашение было утверждено апелляционным судом. Возможно, что данные действия задействованных в этой истории должностных лиц можно квалифицировать по ст. 293 УК РФ «Халатность», т. е. «неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства». Вполне возможно, действия участников процесса могут попасть и под ст. 286 УК РФ «Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий».

В любом случае вышеизложенное дает основания предполагать, что победные реляции ЗАО «АИСТ» об «урегулировании» «принципиальных вопросов владения и пользования зданием» преждевременны. А если учесть, что согласно действующему законодательству «право собственности на недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество», то можно предположить, что у АИСТа до сих нет никаких оснований занимать здание, которое компания считает своим головным офисом.