Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (244) | 14 июля 2008г.
 

Просроченная монополия

ФАС рассматривает претензии тольяттинских перевозчиков

Наталья Матвеева

В настоящее время Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Самарской обл. рассматривает обращение председателя профсоюза автопредпринимателей Самарской обл. Александра ШОСТАКА на предмет соответствия Положения о проведении конкурса на перевозки в г. о. Тольятти антимонопольному законодательству. По его мнению, в конкурсной документации содержится ряд моментов, препятствующих развитию конкурентной среды на этом рынке.

В апреле этого года в соответствии с постановлением мэра г. о. Тольятти Анатолия Пушкова была создана рабочая группа по подготовке конкурсной документации к открытому конкурсу на участие в регулярных пассажирских перевозках в г. о. Тольятти. В настоящее время пакет конкурсной документации готов. При этом экземпляр, попавший в редакцию «Хронографа», не содержит ни одной подписи официальных лиц. И, судя по всему, никакой работы по реализации норм, заложенных в этом документе, в мэрии пока не ведется. Однако отдельными перевозчиками он уже принят в штыки. Так, 24 июня т. г. председатель профсоюза альтернативных перевозчиков Самарской обл. Александр Шостак направил в Самарское УФАС просьбу рассмотреть конкурсную документацию на соответствие антимонопольному законодательству. В Самарском УФАС корреспонденту «Хронографа» подтвердили, что запрос принят к рассмотрению.

Как следует из обращения Шостака к руководителю Самарского УФАС Петру Торкановскому, у членов профсоюза возникают сомнения в обоснованности критериев оценки и требований, предъявляемых к перевозчику данным положением, и в соответствии норм, заложенных в Положении о конкурсе, антимонопольному законодательству. Как заметил член рабочей группы по разработке данного положения, депутат ТГД Александр Денисов, в положении действительно заложены условия, которые ставят в неравные условия транспортные организации города.

К примеру, в положении сказано следующее: «Договор заключается отдельно на каждый выбранный по результатам конкурса лот. Отказ предприятия от выполнения заказа по определенному маршруту рассматривается как отказ от выполнения заказа по всему полученному лоту. В этом случае договор расторгается и лот передается на обслуживание в полном объеме другим участникам конкурса». Стоит напомнить, что лоты, выставленные на конкурс, укрупнены (для работы даже по одному лоту требуется подвижной состав не менее 100 единиц транспорта), а нумерация маршрутов изменена (см. «Хронограф» №27 (242) от 30.07.08).

Т. е. это условие изначально ставит под сомнение рентабельность тех или иных лотов для многих нынешних участников тольяттинского рынка пассажирских перевозок. Автором этой системы считают бывшего руководителя транспортного управления Владлена Кабанова.

Разработанное под его руководством Положение о проведении конкурса на перевозки в г. о. Тольятти имеет несколько приложений. Так например, в приложении №8 «Уведомление о результатах конкурса» в типовом варианте содержится строка: «Конкурсная комиссия по проведению конкурса на осуществление пассажирских перевозок на маршрутах г. Ростова-на-Дону уведомляет ...». Вместо «Ростов-на-Дону» здесь должно было стоять слово «Тольятти». Это можно было бы считать случайной опечаткой, если бы не одна деталь. Новый руководитель транспортного управления мэрии Тольятти Александр Козьяков, который уже в самое ближайшее время будет утвержден в должности, прибыл из Ростова-на-Дону.

Таким образом, эта опечатка свидетельствует о том, что специалисты мэрии, позаимствовав основу положения у ростовских разработчиков, забыли поменять наименование города. Т. е. авторство нового для тольяттинской транспортной отрасли положения теперь не вызывает сомнений.

Как бы то ни было, новое положение содержит целый ряд требований к перевозчикам, которые ужесточают условия ведения бизнеса. К нему прилагается не менее жесткий договор. Из него следует, что мэрия имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае несанкционированного изменения схемы движения или систематического нарушения расписания движения. Для того чтобы попасть в категорию систематических нарушителей по этим пунктам, достаточно трех зарегистрированных фактов. Также основанием для расторжения договора могут стать три зарегистрированные жалобы со стороны пассажиров. При желании собрать все это несопоставимо проще, чем выиграть право на обслуживание маршрутов, заключенных в лот.

Как пояснил «Хронографу» руководитель департамента городского хозяйства, транспорта и связи Генадий Таранов (на фото), влиять на условия проведения конкурса будет не только местное положение. 2 июля правительство Самарской обл. приняло Положение «О порядке проведения конкурсов на право заключения договоров об организации междугородних, внутриобластных и пригородных регулярных пассажирских маршрутных перевозок на территории Самарской обл.». Председатель Александр Шостак считает, что Министерство транспорта Самарской обл. действительно может (в порядке проведения конкурса на областном уровне) исключить дублирование городских маршрутов негородскими. И не исключено, что областное положение позволит новому руководству транспортного управления вывести часть проблем за пределы города. В первую очередь в части пригородных перевозок. Как заявляют источники «Хронографа», областное правительство может существенно смягчить проблемы маршрутной сети в Тольятти, исключив возможность пригородных перевозчиков передвигаться по основным внутригородским маршрутам. В этом случае жалобы на монополизацию тольяттинского рынка перевозок могут лечь под сукно.

Комментировать содержательную часть спорного положения Самарское УФАС пока отказывается, сославшись на то, что официальное заключение будет дано только после рассмотрения на комиссии. Срок рассмотрения жалобы истекает 24 июля, после чего должно быть опубликовано официальное заключение.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.