Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (237) | 2 июня 2008г.
 

Нашли крайнего

«Медиа-Самара» обвинила МУП «ПО КХ» в нецелевом использовании бюджетных средств

Максим Климов

19 мая в одном из областных изданий, входящих в состав холдинга «Медиа-Самара», появилась информация о нецелевом использовании 52,6 млн. р. бюджетных средств МУП «ПО КХ», которые были направлены в 2007 г. на реализацию интегрированного комплекса управления инженерно-технологическими системами объектов этого предприятия. Подобная активность СМИ может быть связана прежде всего с тем, что начиная с 2002 г. генеральный директор МУП «ПО КХ» Александр ДРУЖИНИН активно пытался защитить деятельность возглавляемого им предприятия от ОАО «ВоТГК», возглавляемого Владимиром АВЕТИСЯНОМ (на фото), которому, собственно, холдинг «Медиа-Самара» подконтролен.

Инициатива

В начале 2006 г. губернатор Самарской обл. Константин Титов посетил с рабочим визитом ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» совместно с представителями Академии проблем безопасности и правопорядка (академия). В 2006 г. в Санкт-Петербурге вводились в эксплуатацию новые очистные сооружения и вся система водоканала была образцово показательной. Стоит напомнить, что академия является весьма влиятельной структурой, близкой к президентским и правительственным кругам. Вероятнее всего, именно поэтому Титов решил реализовать увиденное на вверенной ему территории. Выбор пал на Тольятти. Не исключено, что реализация подобного проекта не была начата на территории Самары по причине того, что мэр Самары Григорий Лиманский открыто оппонировал Титову, а мэра Тольятти Николая Уткина считали вполне лояльным. Таким образом, уже в июле 2006 г. представители академии посетили Самару и Тольятти с целью презентации проекта интегрированного автоматизированного комплекса управления инженерно-техническими системами. Причем эта инновация применима как к водоснабжению, так и к тепло- и электроснабжению.

В Тольятти существуют всего два предприятия, которые занимаются водоснабжением: МУП «ПО КХ» и ОАО «ТЕВИС». Однако ОАО «ТЕВИС» — частное предприятие. Таким образом, реализация программы была направлена МУП «ПО КХ». В августе 2006 г. после проработки замечаний к проекту техзаданий материалы были переданы в мэрию г. Тольятти. В сентябре этого же года мэрия составила письмо губернатору Титову о необходимости создания комплекса управления инженерно-техническими системами МУП «ПО КХ».

Начало 2007 г. прошло в согласовании софинансирования. Уже в мае 2007 г. после целого ряда согласований с правительством области мэрия Тольятти провела конкурс на выполнение работ по реализации программы внедрения интегрированного автоматизированного комплекса управления инженерно-техническими системами объектов МУП «ПО КХ». Тендер на проведение работ выиграло ОАО «Национальная коммуникационная компания», проводившая работы на территории Санкт-Петербурга. По результатам конкурса 13 июня 2007 г. между мэрией Тольятти и ОАО «Национальная коммуникационная компания» (НКК) был заключен договор на выполнение работ по проектированию готовящейся к реализации программы. До конца 2007 г. специалисты МУП «ПО КХ» при взаимодействии с НКК провели ряд работ по предоставлению необходимой информации для создания проекта, согласованию разработок. После создания сметной документации по реализации диспетчерских пунктов в производственных комплексах НКК передала готовый проект в управление городского хозяйства мэрии Тольятти, которое на тот момент возглавлял Александр Князькин. Генеральный директор МУП «ПО КХ» Александр Дружинин так прокомментировал роль возглавляемого им предприятия в реализации проекта: «Моя функция заключалась в подготовке техзадания, на основании которого разрабатывался проект. По сути, предприятие было привлечено как полигон».

Финансирование

Необходимость внедрения интегрированного автоматизированного комплекса управления инженерно-техническими системами, прежде всего, обусловлено тем, что водоснабжение, теплоснабжение, электрификация — остросоциальные вопросы. Внедрение системы помогло бы увеличить защищенность этих объектов от угроз природного и террористического характера.

Причем системы оповещения при возникновении аварийных ситуаций должны автоматически передавать тревожный сигнал не только на центральный пульт управления всей системой, но и в МЧС, МВД, ФСБ. Эта инновация позволила бы силовым структурам более оперативно реагировать при различных экстремальных ситуациях. Сама система контроля за расходом воды позволила бы снизить неучтенные расходы и потерю воды вплоть до 15%. Согласно предварительным данным, это позволило бы экономить более 25 млн. р. ежегодно. Система позволит экономить также на теплоснабжении и водоотведении.

Стоимость работы по разработке проектной документации, согласно проведенному тендеру, составила 52,6 млн. р. Работа по реализации всей программы была разделена на два этапа. Ориентировочная стоимость проведения первого этапа составляет 500 млн. р. Второго — 270 млн. р. Таким образом, выполнение программы целиком обошлось бы бюджетам области и города примерно в 800 млн. р. Несмотря на важность и уровень инициативы, наблюдатели отмечают, что эти деньги могли быть потрачены на реконструкцию существующего оборудования, часть которого находится в эксплуатации уже более 20 лет. Однако тут мнения специалистов расходятся.

Для финансирования программы разработки проекта из областного бюджета было выделено 50 млн. р. Согласно бюджетному законодательству нижестоящий бюджет должен участвовать в финансировании не менее чем на 5% от суммы. Таким образом, бюджет Тольятти должен был выделить на реализацию программы не менее 2,5 млн. р. Однако в бюджет Тольятти в 2007 г. не были заложены эти расходы. Таким образом, согласно распоряжению и. о. первого заместителя мэра Владимира Иванова, МУП «ПО КХ» внесло в бюджет города из своих средств 2,6 млн. р. Деньги пошли на оплату работы подрядчика — НКК. На этом участие МУП «ПО КХ» в реализации проекта было закончено. Александр Дружинин отметил: «2,6 млн. р. выделило наше предприятие. Расходную часть мы не контролировали. Вопрос решался на уровне губернатора Титова». С учетом того, что МУП «ПО КХ» принимало участие лишь в разработке техзадания и никакие финансовые бюджетные потоки через него не проходили, не вполне понятны претензии, которые поступают в адрес предприятия на основании отчета контрольно-счетной палаты Самарской губернской думы (КСП СГД).

Механизм Аветисяна

Причина, по которой издания, входящие в холдинг «Медиа-Самара», активно муссируют слухи о том, что МУП «ПО КХ» было уличено в нецелевом использовании бюджетных средств, вполне ясна. Прежде всего, с учетом смены областной власти и областных элит весьма выгодно поднимать на поверхность и придавать огласке якобы нелегитимные инициативы бывшего губернатора Константина Титова. Таким образом, можно, особо не разбираясь в ситуации, набрать рейтинговые очки, преподнеся очередную «сенсацию». Однако настоящая причина поднятой волны может быть несколько глубже.

Стоит напомнить, что 14 июня 2006 г. в Саратове для глав администраций 11 городов, на территории которых ВоТГК осуществляет сбыт тепловой энергии, состоялось совещание на тему «Взаимодействие ОАО «ВоТГК» с муниципальными органами власти». На тот момент большинство городов по различным причинам отказались от эксплуатации собственных тепловых сетей в пользу ВоТГК. Однако Тольятти был единственным городом, имеющим шансы сохранения независимости своего рынка тепла, который основывается на работе ОАО «ТЕВИС» и МУП «ПО КХ». Именно тогда началась активная критика МУП «ПО КХ». Тогда критика была построена на низкой эффективности муниципальных форм управления сетями в Тольятти. Раскритиковано было тогда и ОАО «ТЕВИС». Причем механизм критики весьма похож на реализуемый сегодня. В 2006 г. информационный прессинг на тольяттинских энергетиков также производился через издания холдинга «Медиа-Самара».

Стоит напомнить, что Владимир Аветисян является председателем совета директоров ВоТГК. Влиять на ситуацию он уже тогда пытался не только посредством сориентированных на него политиков, но также и через СМИ, входящие в подконтрольный ему холдинг «Медиа-Самара» (см. «Хронограф» №44 (163) от 18.12.06). Таким образом, возобновившееся давление на МУП «ПО КХ» вполне понятно, т. к. Владимир Аветисян, начиная с 2002 г., имеет амбиции по сворачиванию деятельности производителей тепла в Тольятти.

Что касается внедрения интегрированного автоматизированного комплекса управления инженерно-техническими системами МУП «ПО КХ», то на сегодняшний день реализация проекта приостановлена. Разработан проект, который был передан заказчику — мэрии г. Тольятти в январе 2008 г. Были подписаны акты выполненных работ. Эти работы были оплачены. Если этот проект не будет воплощаться в жизнь, областной центр не выделит на него средства — проект со временем морально устареет и затраченные 52,6 млн. р. будут потеряны. Если вывод КСП СГД о нецелевом использовании строится именно на этой логике, то он вполне ясен и справедлив. Александр Дружинин отметил: «Что касается неких злоупотреблений, то КСП СГД вычислила, что именно 2 млн. р. были потрачены нецелевым образом. Почему именно 2 млн., р., а не 20 или не 1 р.? Я не участвовал в работе КСП, их выводов не видел. Я узнал о том, что была проверка, с тех пор как меня стали всюду приглашать и спрашивать по этому поводу». Стоит отметить, что проверка КСП СГД проводилась в январе-феврале 2008 г. Корреспондент «Хронографа» неоднократно пытался получить материалы проведенной КСП СГД проверки, однако это сделать так и не удалось ввиду достаточно закрытой политики КСП. Таким образом, ряд вопросов об инициативе проведения проверки остается открытым. На сегодняшний день КСП СГД отправило материалы проверки в прокуратуру Самарской обл.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.