Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (235) | 19 мая 2008г.
 

Самарский эксперимент

Наработки образовательной реформы области могут быть использованы в других регионах России

Анна Пенкина

16 мая в Самаре прошла Межрегиональная конференция «Управление региональной системой образования на основе образовательных округов: модели реализации, перспектива функционирования». На конференцию, прошедшую под председательством министра образования и науки Самарской обл. Дмитрия ОВЧИННИКОВА (на фото), были приглашены его коллеги из 17 регионов России, а также представители федерального министерства образования и науки.

Эксперимент по построению «вертикали власти» в сфере управления образованием стартовал в Самарской обл. еще в 2001 г. Реформа управления образованием, включающая в себя такие новшества, как отраслевую систему оплаты труда педагогов, подушевое финансирование школ и создание образовательных округов, шла, как и все реформы, не без трудностей. Основным препятствием было нежелание крупнейших городов региона — Самары и Тольятти — входить в систему образовательных округов. На тот момент муниципальные власти боялись потерять контроль над системой образования, практически полностью лишившись своих управленческих полномочий.

По логике эксперимента, образовательный округ обеспечивает идеологию, содержание образования, а муниципалитет должен отвечать за материально-техническое состояние школ, здания, коммуникации. Таким образом, муниципалитеты должны полностью лишиться влияния на образовательный процесс, а также права распоряжаться соответствующими бюджетными средствами. Между тем бюджетные средства по статье «образование», поступаемые в муниципалитеты, были нецелевыми, что позволяло порой местным чиновникам направлять их на другие, «более важные» статьи расходов. А вот деньги, используемые образовательными округами, — целевые, ни на что другое их расходовать нельзя.

В то время как эксперимент полным ходом шел по региону, чиновники Самары и Тольятти сопротивлялись реформе изо всех сил. Но в прошлом году и эти города полностью вошли в эксперимент, создав два последних образовательных округа — самарский и тольяттинский. В настоящее время в области 13 образовательных округов. В 2005 г. эксперимент был официально признан успешным и вышел за пределы Самарской обл. К нему подключились еще 5 регионов России. К сегодняшнему дню педагогическая общественность начала обсуждать результаты проведенных преобразований. Если они окажутся успешными, то реформа должна охватить всю территорию страны.

На самом деле плюсов в этой реформе множество. Как показал опыт Самарской обл., с введением образовательных округов гораздо легче реализовать единую государственную образовательную политику на всей территории страны. Опыт Самарского региона доказал, что с введением образовательных округов образование стало действительно доступным каждому конечному потребителю, независимо от того, где он проживает — в крупном городе или маленьком селе. Реформа позволила обеспечить эффективное использование образовательных ресурсов путем оптимизации образовательных сетей (вырос охват детей школьным подвозом, увеличилась доля сельских старшеклассников, обучающихся в крупных, хорошо оснащенных школах). Исчезли границы — появились межмуниципальные маршруты подвоза детей в школы. Реформа позволила организовать эффективное взаимодействие образовательных учреждений, повысить экономическую эффективность системы управления образованием через сокращение общего количества сотрудников регионального и муниципальных органов управления образованием. Соответственно, уменьшились и расходы бюджетов всех уровней на заработную плату сотрудников аппарата управления. И это далеко не полный перечень преимуществ самарской реформы.

Директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко однозначно признал успешность самарского эксперимента. Однако, по его мнению, авторам эксперимента придется давать нелегкие ответы на нелегкие вопросы в кабинете министров РФ. Нужно стопроцентно обосновать преимущества данной реформы и ее положительные результаты перед правительством страны. По мнению депутата Самарской губернской думы Владимира Милюткина, несмотря на все сложности, этот проект очень перспективный. С течением времени он пройдет все необходимые доработки. После этого реформа, рожденная в Самарской обл., получит развитие по всей стране.