Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (227) | 31 марта 2008г.
 

Запоздалый заход

Питерские телефонисты решили взять Самару

Иван Григорьев

ЗАО «Северен-Волга», входящее в Severen Group (SG), приступило к строительству в Самаре оптоволоконной мультисервисной сети связи. До конца года ориентирующаяся на бизнес-сегмент компания планирует проложить базовые коммуникации на длину до 60 км. Работать же с абонентами «Северен» начнет только в 2009 г. Эксперты неоднозначно оценивают шансы нового игрока на самарском рынке.

Представительство холдинга SG открылось в Самаре в ноябре 2007 г. в рамках программы расширения географии обслуживаемых территорий. Представители Severen занялись подготовкой регистрации своей поволжской «дочки» и набором персонала. Как стало известно «Хронографу», 12 марта 2008 г. региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе зарегистрировало выпуск обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО «Северен-Волга». Согласно отчету всего компанией размещена 1 тыс. ценных бумаг номинальной стоимостью 1 тыс. р. за 1 акцию. Общий объем выпуска составил 1 млн. р. Способ размещения — распределение среди учредителей.

Это подразделение стало четвертым в холдинге после базового «Северен-Телеком» (Санкт-Петербург), а также «Мостком» (Москва) и «Авантел» (Новосибирск). Возглавил его Константин Солонцов, ранее руководивший строительством опорных сетей «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»), ОАО «МСС-Поволжье» («МегаФон») и ОАО «МТС» в Самарской обл.

Топ-менеджер рассказал, что в настоящее время компания приступает к строительству опорной оптоволоконной мультисервисной сети связи, протяженность которой составит около 60 км. «Сейчас ведутся проектные и строительно-монтажные работы, — говорит Солонцов. -До конца года планируем присутствовать практически во всех районах города, а вообще наша стратегическая задача — освоение Поволжья».

Ориентироваться «Северен-Волга» будет, по словам ее директора, на оказание услуг крупным корпоративным клиентам, имеющим сети не только по городу, но и в других регионах. «В любом случае приоритетное направление на ближайший период — бизнес-центры Самары, как действующие, так и строящиеся вновь», -сказал Солонцов. Наличие местных порой нескольких игроков в этих же центрах представителей «Северена», как выяснилось, не смущает.

Источник в SG уточнил, что весь бизнес холдинга сориентирован под сегмент юридических лиц, поэтому конкуренция с «ВолгаТелекомом», работающим в основном с частниками, вряд ли будет иметь место. «Перед альтернативными операторами — «Голден-Телеком» или «R-Телеком» — у нас есть одно преимущество, — рассказывает собеседник. -Мы, развиваясь при поддержке наших покровителей, имеем большую степень свободы для проведения гибкой ценовой политики на услуги связи». На вопрос «Хронографа» о покровителях — акционерах и инвесторах «Северена» — источник ответить затруднился, пояснив, впрочем, что самарский филиал никто не будет торопить в плане окупаемости. «Финансовых средств, выделенных на развитие этого направления, достаточно для того, чтобы 2008 г. посвятить наращиванию инфраструктуры связи, причем за счет вхождения наших сетей под землю -в канализацию и метротоннели, -говорит сотрудник SG. — Длина их в перспективе может достичь 100 км». К созданию абонентской базы, по данным «Хронографа», «Северен-Волга» вплотную подойдет только в следующем году. При таких темпах строительства сети ее окупаемость может наступить не раньше чем через четыре года.

Эксперты неоднозначно оценивают шансы нового игрока на самарском рынке. Глава компании «MetroMAX» Сергей Швайкин заявил, что никогда не слышал о SG и потому не может представить уровень их амбиций. Гендиректор СМАРТСа Андрей Гирев указал на потенциальную емкость рынка телекоммуникаций, которую, тем не менее, можно освоить только при наличии изрядной расторопности.

Аналитик ИК «Финам» Иван Кобулаев отметил тенденцию перераспределения долей клиентов телекоммуникационных компаний на рынке региона в сторону частников. «Сейчас соотношение составляет 70 на 30 в пользу «юриков», — говорит эксперт. — Услуги цифровой и интеллектуальной связи пока дороговаты для отдельных граждан, но со временем эти показатели изменятся». Но, несмотря на потребительский бум и грядущее снижение цен, Кобулаев считает, что позиции новой компании будет достаточно сложно завоевать. «Местные игроки, используя административный ресурс, занимаются перетягиванием «клиентского каната», — говорит аналитик. — Поэтому «Северену» нужно сделать солидные вложения — не менее $5 млн., чтобы обрести первичную клиентскую базу в 25-30 тыс. абонентов. Думаю, такие деньги у них найдутся, т.к. ощущается присутствие мощного федерального инвестора за плечами». Ресурсы для развития подобного бизнеса в Самаре, по мнению Кобулаева, можно найти, сотрудничая с продуктовыми и аптечными сетями, а также сектором коммерческой недвижимости.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.