Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (227) | 31 марта 2008г.
 

Точка сбора

«Лада-Сервис» начал принимать акции

Иван Григорьев, Илья Липкинд

На прошлой неделе завершилась консолидация дочерних дилерских подразделений ОАО «АВТОВАЗ» под эгидой УК «Лада-Сервис». До конца лета все пакеты их акций, принадлежащие заводу, будут переданы на баланс сервисно-сбытового холдинга Александра ПРОНИНА (на фото). В их число вошли также тольяттинские СК «АСОЛЬ» и «АСтрО-Волга», которые в настоящее время тоже контролируются ВАЗом.

Стратегия развития ОАО «Лада-Сервис», являющегося 100-процентным дочерним обществом ОАО «АВТОВАЗ», была утверждена советом директоров компании в начале марта (см. «Хронограф» №9 (224) от 11.03.08). Топ-менеджеры приняли стандарты ведения финансовой, маркетинговой и коммуникационной деятельности предприятия, предложенные АВТОВАЗом, и одновременно согласовали переход под эгиду УК «Лада-Сервис» всех 78 российских дилерских «дочек» завода. Как заявил тогда представитель компании, до «конца месяца все мероприятия, обеспечивающие старт формирования сервисно-сбытового холдинга, должны завершиться».

С 1 апреля, по словам того же источника, генеральные директора «дочек», получив доверенности на управление их акциями, начнут переводить пакеты, принадлежащие АВТОВАЗу, на баланс «Лада-Сервиса». Этот процесс планируется завершить к концу лета, когда из УК «Лада-Сервис» переквалифицируется в полноценный холдинг в форме ОАО. К этому же времени в его состав войдут страховые компании «АСОЛЬ» и «АСтрО-Волга». В настоящий момент ВАЗ и его структуры контролируют примерно 98% акций «АСОЛИ» и около 58% «АСтрО-Волги». «Завод передаст нам эти акции по аналогии с бумагами дилерских подразделений», — рассказал источник «Хронографа».

В СК «АСОЛЬ» не стали комментировать развитие дальнейших отношений с дилерским холдингом. Ранее представители компании утверждали, что в планы развития С К «АСОЛЬ» входит создание разветвленной филиальной сети для обслуживания дилерских компаний, которые войдут в состав сервисно-сбытового холдинга ВАЗа.

Президент СК «АСтрО-Волга» Игорь Антонов подтвердил корреспонденту «Хронографа» планы передачи принадлежащих ВАЗу акций компании на баланс «Лада-Сервиса». Стратегию развития компании Антонов предпочел не обсуждать, сославшись на то, что она будет определена на собрании акционеров в июне 2008 г.

Пока неясно, какова будет дальнейшая судьба банковского актива ВАЗа — тольяттинского ЗАО «Автомобильный банкирский дом» (АБД). Ранее источники, близкие к руководству банка, заявляли, что после завершения процедуры «раскольцовки» эта организация также перейдет в собственность «Лада-Сервиса». Предполагалось, что в дальнейшем АБД станет одним основным партнером холдинга в сфере кредитования физических лиц на приобретение вазовских автомобилей, для чего банк создаст сеть подразделений во всех регионах РФ.

Однако сейчас ситуация может измениться. По данным источника «Хронографа», АБД пока не стремится войти в «Лада-Сервис», но намерен наращивать свою долю в кредитовании клиентов холдинга. «Мы не хотим, чтобы АБД держал монополию в этой области, — признаются в УК. — Есть достаточное количество сильных банков, работающих с нашими дилерами, и все они не против продолжить сотрудничество на взаимовыгодных условиях. Первоочередной задачей для «Лада-Сервиса» станет расширение географии и объема продаж на рынках СНГ и дальнего зарубежья. Уже после этого можно посмотреть на спектр услуг и выбрать выгодные программы, предлагаемые банкирами и теми же страховщиками».

В АБД «Хронографу» рассказали, что между банком и компанией Александра Пронина всегда существовали партнерские отношения с перспективой их укрепления. Под укреплением в АБД понимают взаимодействие по части автокредитования с большинством дилеров, которые соберутся под знамена «Лада-Сервиса». На АВТОВАЗе полагают, что холдинг позволит оптимизировать предложения по различным потребительским программам, что является важным стимулом при продаже автомобилей.

Аналитик ИК «Финам» Константин Романов считает, что хотя официальной монополии приближенных к АВТОВАЗу кредитных и страховых учреждений при работе «Лада-Сервиса» не даст установиться ФАС, они все равно получат режим наибольшего благоприятствования. «Официально это будет выглядеть как «обмен баннерами», -говорит Романов, — а на деле для привлечения не менее половины клиентов холдинга будет использован целый ряд инструментов. Не исключаю, что АБД сделает вложения в развитие кредитно-кассовых офисов, да и страховщики тоже прирастут филиалами». Оборудование одной точки продаж банковских или страховых услуг в местах расположения дилерских центров эксперт оценил в $50 тыс.

Романов указывает также на заинтересованность Renault в выборе сопутствующих приобретению автомобилей услуг. «Если французы намерены достичь увеличения объема продаж своих моделей через сервисно-сбытовую сеть LADA, то кроме распределения своей квоты по шоурумам холдинга они наверняка будут участвовать в привлечении близких им банков и страховых компаний к обслуживанию покупателей, — говорит аналитик. — С другой стороны, в такой ситуации вероятно приобретение Renault части акций «Лада-Сервиса», чтобы влиять не только на процесс принятия общих решений по «дочке» на совете директоров АВТОВАЗа, но и заниматься операционной деятельностью внутри дилерской сети».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.