Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (227) | 31 марта 2008г.
 

Геннадий Кузнецов:

От наших мероприятий зависит стоимость автомобилей

Иван Григорьев

После прихода на ОАО «АВТОВАЗ» команды топ-менеджеров из Renault эксперты заговорили о грядущей оптимизации закупок, производственного процесса и сбытовой политики. В немалой степени снижению издержек и, как следствие, себестоимости автомобилей будет способствовать усиленный контроль за периметром завода, работой его цехов, а также управленческих отделов. О принципах реформирования службы безопасности АВТОВАЗа в свете стратегического партнерства с французами «Хронографу» рассказал ее директор Геннадий КУЗНЕЦОВ.

- АВТОВАЗ — стратегическое предприятие, интересы которого нуждаются в защите. Расскажите, как организована подведомственная вам структура, из каких кубиков складывается такое понятие, как безопасность завода?

- Работа нашей службы постоянно эволюционирует, идет в ногу со временем и в то же время не отдаляется от общепринятых стандартов, прежде всего в области контроля пропускного и внутриобъектного режима. На территории завода, площадь которого составляет порядка 600 га, сосредоточено много различных производств: металлургическое, механосборочное, сборочно-кузовное и другие. В связи с этим необходимо обеспечить четкий внутриобъектный режим перемещения изделий. Управление собственной (внутренней) безопасности (УСБ) отслеживает все транспортные операции. Кроме того, УСБ смотрит за перемещениями отдельных сотрудников, проверяя правомерность не только их нахождения, но и действий на том или ином заводском объекте. Наконец, у нас есть управление экономической безопасности (УЭБ). Нужно сказать, что оно предотвращает не только утечку информации, являющейся интеллектуальной собственностью завода, но и пропажу документов.

Сегодня, когда на рынке много контрафактной продукции, важно при выборе тех же поставщиков делать ставку на оптимальный по цене и качеству товар. Проверкой договоров, которые заключаются между АВТОВАЗом и его смежниками, на соответствие отраженной в них информации реальному положению дел занимаются как раз наши экономические спецы. УЭБ должен точно знать, где теряет завод, выполняя план при подозрительно высоких затратах на производство. В этом нам хорошо помогает информационно-аналитический отдел, который выясняет, где скрываются очаги причиненного ущерба, и рекомендует комплекс мер по устранению «злокачественных опухолей» с тела завода. Кроме того, этот отдел снимает всю внутреннюю информацию с наших управлений и прогнозирует возникновение таких потерь в будущем. Опираясь на эти результаты, мы вносим коррективы в работу системы безопасности, адаптируя ее к изменениям в деятельности предприятия в целом.

- Какие тенденции существуют сегодня в области обеспечения безопасности АВТОВАЗа?

- Взят курс на модернизацию, техническое переоснащение, внедрение инновационных методов в организацию подразделений службы безопасности и их работы. Задача -снизить влияние человеческого фактора на процессы ввоза-вывоза товара и движения его внутри предприятия.

Для этого на общий заводской сервер установлена ИС «Охрана». Она предотвращает утечку товарно-материальных ценностей с территории и, наоборот, фиксирует недостачу комплектующих, когда автовозы наших дилеров или грузовики поставщиков пересекают КПП. У каждого человека или машины есть своя proxy-карта (карта идентификации), содержащая сведения о владельце, цели его визита, времени пребывания на заводе и количестве доставляемой или отправляемой продукции. Если хотя бы одна позиция не совпадет с данными центрального терминала, обновляющимися в режиме реального времени, то шлагбаум просто не поднимется. Наличие ИС «Охрана» практически полностью исключает возникновение прецедентов, имевших место ранее, когда в воздухе растворялись не только отдельные ящики с деталями, но и целые фуры с комплектующими или готовыми автомобилями.

Впрочем, ИС «Охрана» тоже не всесильна. Многие умудряются делать тайники, к примеру, в баллонах, стенках кабин, двойных днищах, поэтому все машины, особенно грузовые, приходится осматривать вручную. Проверить таким образом несколько тысяч крупногабаритных грузовиков за сутки — тяжелая работа, помноженная на дождь, снег и ветер, которые в Тольятти нередки. Сейчас для облегчения труда людей разрабатывается инвестиционный проект, предусматривающий оснащение специальным оборудованием всех грузовых КПП в 2009 г. Если в аэропортах на наличие металла «просвечивают» только людей и багаж, то здесь мы будем сканировать целые фуры. Тем не менее внедрение практики электронного «глаза», несмотря на дорогостоящее оборудование, крайне необходимо для снижения издержек завода.

- Ваши предшественники тоже каждый по-своему боролись с издержками. Куда сейчас смещаются акценты в деятельности службы безопасности?

- Если говорить о временах Владимира Александровича Нестерова и Сергея Васильевича Очирова, то поставленные задачи они выполнили. Сейчас следующий этап — больше внимания мы стали уделять контролю за работой управленцев. Эффект от проводимых нами мероприятий солидный, потому что, например, объемы съедаемого заводом металла при завышении в договорах требуемого его количества даже на 1-2%, по самым скромным оценкам, тянут на сотни миллионов. Раньше на территории завода находились посторонние люди, которые в третью смену неправомерно использовали энергетические ресурсы и производственные мощности АВТОВАЗа. Изготавливали из металла, который завозился в излишке, какие-то поделки, а после вывозили контрафакт целыми фурами, щедро оплачивая равнодушие работников КПП. При этом руководство часто не догадывалось: а где же мы, собственно, теряем? Кто виноват в случившемся и в чем причина — в разгильдяйстве, недогляде, отсутствии порядка в документальной проверке?

Преступные каналы на периметре и внутри завода сегодня удалось перекрыть за счет ИС «Охрана», получив при этом заметный экономический эффект. А вот «серые» финансовые схемы, которые используются как при закупках материалов и комплектующих, так и при продажах автомобилей и с помощью которых откачивается часть прибыли, пока ликвидировали не полностью. Лишний металл, лишние договоры, не прошедшие наш конъюнктурный комитет, завышенные цены -вот с чем мы боремся сегодня, причем постоянно наращивая усилия.

- Не секрет, что за снижение издержек выступают и менеджеры из Renault во главе с Карлосом Гоном...

- Разумеется, ведь качество автомобилей должно постоянно расти, а цены падать. Иначе заводу при наличии жесткой конкуренции придется туго, несмотря на то что он самый большой в Европе и не просто существует сейчас, вопреки трудностям, приключившимся с ним в 90-е годы, но и движется вперед. Мы не имеем права в этом движении повышать цены. В ситуации, когда корейцы, японцы, немцы и те же самые французы наступают на пятки, заводу важно развивать свой потребительский сектор. А в предупреждении стагнации велика роль служб безопасности двух партнеров. От эффективности проводимых нами мероприятий напрямую зависит себестоимость конечной продукции АВТОВАЗа, что в свою очередь повышает ее конкурентные свойства.

- И как безопасность может повлиять на экономическую эффективность альянса?

- Во-первых, она способна улучшить работу сбытовой сети по уже имеющимся направлениям и помочь в освоении новых участков, которые появятся в связи с партнерством. Нам дадут возможность продавать наши машины там, где мы их еще не продавали — порой в совершенно незнакомых, сопряженных с определенными рисками условиях. Опыт французских коллег здесь окажется очень кстати. Во-вторых, планируется организовать обмен методиками профилактики преступлений, информационными системами и техническими средствами, используемыми спецслужбами обоих заводов, для обеспечения комплексной безопасности альянса. Тесное взаимодействие сотрудников АВТОВАЗа и Renault будет проходить и в рамках унификации принципов безопасности. Эта процедура признана экономически целесообразной ведущими мировыми автостроителями.

- Предусматривает ли указанное взаимодействие постоянное присутствие на АВТОВАЗе сотрудников службы безопасности Renault?

- В этом нет необходимости. Во-первых, существует языковой барьер, на преодоление которого для вхождения в курс дела потребуется как минимум год, а во-вторых, и это главное, мешает юридическая сторона вопроса. Сотрудник спецслужбы одной страны ни при каких условиях не может разгуливать по стратегическому заводу другой страны, тем более с оружием в руках. Обмен информацией между службами безопасности будет налажен на уровне руководства.