Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (227) | 31 марта 2008г.
 

Добавят технологий

АвиТИ готовится войти в «Двигатели НК»

Иван Григорьев

11 марта ОАО «НПО Поволжский авиационный технологический институт» (АвиТИ) подало заявку в министерство финансов области на реструктуризацию задолженности перед бюджетом. Ее размер на 1 апреля составит 15 млн. р. На предприятии говорят, что после очищения от долговых обязательств АвиТИ вступит в двигателестроительный холдинг, формируемый ОПК «Оборонпром».

В проекте указа президента РФ о формировании государственного холдинга «Двигатели НК» фигурируют пять предприятий самарского «куста»: ОАО «СНТК им. Кузнецова», ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения», ОАО «Моторостроитель», ОАО «Металлист-Самара» и ОАО «НПО Поволжский АвиТИ». ОПК «Оборонпром», под эгидой которого создается холдинг, уже стал единоличным исполнительным органом управления СНТК им. Кузнецова, а его представитель Василий Лапотько замкнул на себя управление финансовыми потоками СНТК, СКБМ и «Моторостроителя». Сейчас ведутся переговоры о выкупе Оборонпромом предприятия «Металлист-Самара», которое производит важнейшие компоненты ракетных и газотурбинных авиационных двигателей — камеры сгорания (государству здесь принадлежит лишь блокпакет, а 60% акций контролируют структуры, близкие известному самарскому бизнесмену Алексею Леушкину). До недавнего времени складывалось впечатление, что про Поволжский АвиТИ в этой напряженной борьбе за активы забыли.

Институт сам напомнил о себе, когда 11 марта подал заявку в областной Минфин на реструктуризацию задолженности перед бюджетом. Ее размер на 1 апреля, по данным «Хронографа», составит 15 млн. р. Представитель министерства Елена Зябкина пояснила, что из двух вариантов — погашать долг или реструктуризировать его — АвиТИ выбрал второй как более актуальный в нынешней ситуации.

В рабочей группе по финансовому оздоровлению предприятий ОПК и подготовке их к вхождению в вертикально интегрированные структуры, состоящей из представителей Роспрома и Минпромэнерго, «Хронографу» рассказали, что после очищения от долговых обязательств АвиТИ вступит в холдинг «Двигатели НК». «Их задолженность заканчивается на уровне регионального бюджета, поэтому особых проволочек с санацией не предвидится, — говорит источник в министерстве. -Фактически причин, препятствующих передаче 38% госакций АвиТИ Оборонпрому, нет уже сейчас. Но юридически надо дождаться выхода президентского указа». В Оборонпроме сообщили, что в соответствии с тем же указом президента ОПК доведет свою долю в АвиТИ до контрольной, выкупив у миноритариев не менее 13% акций. «В структуре холдинга АвиТИ будет выполнять научные и инжиниринговые функции, конфликта с СНТК на этом поле не будет, т.к. последний является разработчиком двигателей, а не технологий их производства, — пояснил источник в Оборонпроме. В подробности других мероприятий, проводимых при вхождении ОПК на предприятия — участники двигателестроительного холдинга, источник вдаваться не стал. По информации «Хронографа», смены генерального директора АвиТИ Александра Маришина на исполнительного директора Василия Лапотько после передачи акций Оборонпрому может и не произойти. «Лапотько, не исключаю, займет пост финансового директора, как это случилось на «Моторостроителе», — говорит собеседник «Хронографа» в АвиТИ. — Он уже приезжал к нам, знакомился, осматривал производство, оценивал наши технические и кадровые возможности, высказал даже ряд претензий, но в целом остался доволен увиденным, так что осталось ликвидировать нашу задолженность, и мы — в Оборонпроме.

Другой источник рассказал, что после вхождения в «Двигатели НК» мощности института предполагается загрузить на 70-75% для выполнения работ по звукопоглощающим покрытиям в рамках двигательной тематики. «Планируется также задействовать новые технологии в области роботизации процессов клепки, штамповки и механической обработки металлов, — говорит сотрудник АвиТИ. — В этой области у нас два действующих контракта с Китаем на сумму около 20 млн. р., которые завершатся уже в 2009 г. С приходом Оборонпрома, вполне вероятно, количество подобных заказов возрастет».

«Предприятию нужны госзаказы, — подтверждает Константин Романов из «Финама», — материально-техническая база нуждается в модернизации». АвиТИ в его нынешнем состоянии Романов оценивает примерно в $2,5 млн. Однако после перехода управления институтом к Оборонпрому капитализация всех активов вырастет.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.