Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (227) | 31 марта 2008г.
 

В поисках квартир

Мэрия Тольятти не выполняет решения судов о предоставлении жилплощади

Сергей Коптев

На сегодняшний день в отделе службы судебных приставов (ОССП) Центрального р-на г. Тольятти находится ряд исполнительных дел, по которым мэрия обязана предоставить гражданам жилую площадь. Однако эти решения мэрия не исполняет, поскольку в муниципальном жилищном фонде нет необходимого количества квартир. Стоит отметить, что представители ОССП Центрального р-на считают, что это связано с тем, что в управлении по жилищной политике не ведется учет вновь освободившихся жилищных помещений, которые впоследствии могут стать муниципальными.

В ОССП Центрального р-на г. Тольятти имеется ряд исполнительных документов, на основании которых возбуждено исполнительное производство, должником по которым является мэрия г. Тольятти. Заместитель руководителя ОССП Центрального р-на Оксана Обухова в беседе с корреспондентом «Хронографа» сообщила, что в отделе на сегодняшний день находятся документы, по которым мэрия г. Тольятти обязана либо предоставить жилую площадь, либо заключить договор о безвозмездной передаче площади жилого помещения. Оксана Обухова отметила, что данная категория дел — одна из самых сложных на сегодняшний день в отделе.

Однако требования, вынесенные по решениям судов, не выполняются. Сейчас в ОССП Центрального р-на находится 20 исполнительных производств, по которым мэрия обязательства не исполнила. Эту информацию подтвердила руководитель управления по жилищной политике г. Тольятти Ирина Белякова (на фото), уточнив, что помимо 20 исполнительных производств, которые находятся в ОССП Центрального р-на, имеются еще 8 аналогичных исполнительных производств по другим районам. Также она отметила, что данные исполнительные производства относятся к определенной категории, по которой мэрия обязана предоставить квартиры участковым инспекторам милиции. «В соответствии с законом участковым инспекторам жилье предоставляется во внеочередном порядке через 5 месяцев после вступления ими в должность», — сообщает Ирина Белякова.

По распоряжению руководителя ОССП Центрального р-на ответственным за категорию дел, должником по которым является мэрия, назначена Жанна Латынцева. В ходе своей работы Латынцева сделала выводы, почему руководитель управления по жилищной политике г. Тольятти в установленный срок не исполнила все исполнительные документы о предоставлении жилья, находящиеся у судебного пристава-исполнителя. Дело в том, что с 2002 г. мэрия г. Тольятти не ведет строительство муниципальных помещений, что подтвердила Ирина Белякова.

А муниципальный жилищный фонд пополняется либо в связи со смертью человека, проживающего в квартире, либо по каким-то причинам суд постановил выписать человека из квартиры, а также если человек уехал в неизвестном направлении. Также Латынцева выяснила, что никакой регистрации по выявлению освободившегося жилья в управлении не ведется. Этот факт корреспонденту «Хронографа» подтвердила Оксана Обухова: «У них никакими должностными инструкциями не предусмотрено ведение каких-либо журналов. Освободившееся жилье у них появляется, и оно появляется без регистрации».

Однако Ирина Белякова сообщила, что если бы в управлении по жилищной политике не велся бы учет, то на сегодняшний день на контроле не было бы 18 квартир, с которыми управление сейчас работает. «На сегодняшний день порядка 18 квартир у нас есть. Но сказать, что все они муниципальные, — отмечает Ирина Белякова, — в данный момент я не могу, потому что по ним ведется работа». Также руководитель управления по жилищной политике отметила, что законодательно закрепленного документа о том, как должен вестись учет, нет.

Информацию о вновь освободившемся жилье в управление по жилищной политики обязаны давать ЖЭКи и паспортные столы. Когда поступает информация, что в квартире никто не прописан, управление проверяет достоверность этого факта в компетентных органах. По словам Ирины Беляковой, свободная квартира — это еще не значит, что она муниципальная, поскольку вполне возможно, что она находится в частной собственности и в ней никто не прописан.

Однако Белякова отметила, что из-за приватизации муниципального жилья, которая продлена до 2010 г., мэрии невыгодно регистрировать квартиры в муниципальную собственность. «Регистрация одной квартиры для муниципалитета обходится порядка 25-30 тыс. р. Сейчас нет смысла заниматься этой работой, чтобы платить за это деньги, поскольку до 2010 г. люди имеют право на приватизацию этого жилья. Хорошо, если в 2010 г. приватизация закончится: уже можно будет четко у БТИ получить данные по оставшимся муниципальным квартирам. Тогда учет будет налажен».

Ирина Белякова и Оксана Обухова считают, что контроль за вновь освободившимися квартирами должен осуществлять департамент по управлению муниципальным имуществом. Однако руководителя департамента по управлению муниципальным имуществом Татьяна Бабич в беседе с корреспондентом «Хронографа» сказала, что в обязанности департамента не входит функция искать такие квартиры. «Но если поступает информация, -отметила Бабич, — то всю работу, связанную с регистрацией прав муниципальной собственности, включая реестр, мы проводим».

Участковым инспекторам за 2007 г. было распределено 14 квартир. К марту 2008 г. управление по жилищной политике распределило 3 квартиры и еще 3 находятся в стадии подготовки — отправлены на согласование. С середины 2005 г. по решению судов распределено 43 квартиры.

Комментарии

Ирина БЕЛЯКОВА, руководитель управления по жилищной политике

- Квартиры выявляются у нас по-разному. Вчера, например, пришел участковый инспектор Центрального р-на и назвал три адреса, которые, по его мнению, на сегодняшний день свободны. ЖЭК нам не всегда дает информацию о том, что квартира в данный момент свободна. Но это уже внутренние взаимоотношения — проблема того, что на сегодняшний день паспортные столы точно так же находятся и в управляющих компаниях. И одна из самых главных задач — нормализовать этот процесс, отработать какую-то схему, чтобы паспортные столы в обязательном порядке предоставляли такую информацию. Но любую информацию, которая у нас появляется, мы обязательно отрабатываем. Как только она появляется — мы записываем.

Оксана ОБУХОВА, заместитель руководителя отдела службы судебных приставов Центрального р-на г. Тольятти

- Я думаю, что наличие этих исполнительных документов в нашем отделе должно каким-то образом подрывать авторитет этого органа. Потому что мэрия в силу судебного решения обязана совершить определенные действия: предоставить жилое помещение либо заключить соответствующие договоры. Из-за каких-то обстоятельств она не исполняет то, что прописано в исполнительных документах. Зачастую бывает очень сложно с ними бороться.