Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (225) | 17 марта 2008г.
 

Новое измерение

Самарских радиослушателей посчитают по новой методике

Андрей Ельченко

В 2008 г. екатеринбургская компания Arbalet продолжила в Самаре непрерывное исследование аудитории радиовещания. Исследование ведется с использованием большой выборки респондентов при помощи ранее не применявшейся в Самаре методики DARM. Таким образом, конкуренция на рынке медиамониторинга Самарской обл. обостряется.

С каждым годом количество вещающих в Самаре радиостанций увеличивается. Поначалу это не приводило к сколько-нибудь острой конкуренции между радиостанциями за бюджеты рекламодателей. Настоящее обострение конкурентной борьбы произошло уже в XXI веке, когда количество самарских радиостанций перевалило за две дюжины. Точно определить величину и качество аудитории каждой вещающей радиостанции возможно только путем проведения исследования на профессиональной основе по общепризнанной методике.

Радиомониторингом в Самаре занимаются самарский Фонд социальных исследований, столичный оператор медиа-мониторинга TNS Gallup Media и исследовательская компания Arbalet (г. Екатеринбург). Применяемая Фондом социальных исследований методика доподлинно неизвестна, на сайте этой компании указано, что исследование ведется путем анкетного опроса населения, этой информации недостаточно для понимания сути методики. Используемая ФСИ выборка населения — 500 человек за 3 месяца, периодичность предоставления отчетов также раз в 3 месяца.

Столичный оператор Gallup Media (группа компаний TNS) до 2008 г. в регионах применял морально изжившую себя методику персонального поквартирного опроса населения с выборкой в 1200 человек за 6 месяцев с предоставлением отчетов раз в 3 месяца (в каждом новом отчете добавляются данные по 3 новым месяцам, данные по 3 предыдущим месяцам сохраняются, а данные 3-х еще более ранних месяцев изымаются из отчетного массива данных). Основным минусом поквартирного опроса является его нерепрезентативность по имущественному признаку, что явно ущемляло интересы радиостанций, претендующих на завоевание среднего класса и финансово состоятельных граждан. Следуя мировой тенденции, Gallup Media с января с.г. перешел на использование методики DAR (Day After Recall) и повысил свою выборку до 1450 чел. в 6 месяцев. DAR представляет собой телефонный опрос по случайным номерам телефонов с соблюдением пропорциональности накопленных половозрастных групп респондентов процентному распределению этих групп среди жителей города. Телефонный способ интервьюирования дает максимальный процент готовности к интервьюированию, максимальную концентрацию внимания респондентов и практическую равнодоступность всех имущественных прослоек населения. Применение этого метода в Самаре стало возможным в связи с резким повышением уровня телефонизации, произошедшим в начале 2000-х годов. Gallup Media ведет опрос из единого Call-центра, располагающегося в Туле. Опрос ведется с 12 дня по местному времени, интервьюер путем применения несложной психологической методики получает близкую к реальной картину радиослушания по воспоминаниям респондента о его собственном радиослушании за прошедшие сутки.

ИК Arbalet (Екатеринбург) в качестве пилотного проекта в Самарской обл. избрала непрерывное исследование аудитории радиовещания Тольятти, которое ведется ею с апреля 2007 г. Аналогичное исследование в Самаре было запущено в августе 2007 г, его выборка составляет 1 500 чел. за 3 месяца. Отчеты выпускаются ежемесячно по накопленному массиву данных за 3 месяца, предшествующих месяцу выпуска отчета. При этом применяется методика DARM (Day After Recall Modified), являющаяся модифицированной методикой DAR. Суть различия состоит в том, что Arbalet проводит телефонный опрос исключительно в вечернее время, после 18.00. Это позволяет получать от населения данные преимущественно о его сегодняшнем радиослушании, что повышает степень достоверности получаемой от респондентов информации. В сценарий опроса входят также вопросы о радиослушании вчерашнего вечера, однако общее радиослушание радио в вечернее время незначительно, в это время внимание большинства людей приковывает к себе телевидение. Это позволяет минимизировать общие погрешности, связанные с меньшей достоверностью сведений о вчерашнем радиослушании. Именно эта особенность выгодно отличает модифицированный DARM, применяемый И К Arbalet, от стандартной методики, используемой столичными операторами TNS Gallup Media и Comcon (пионер методики DAR в России, проводит радиомониторинг в Москве и Санкт-Петербурге).

Сложившаяся ситуация наличия альтернативных радиоизмерителей должна позитивно сказаться на доле радиорекламы в общем объеме рекламного рынка, т.к. делает деятельность радиостанций прозрачной и понятной рекламодателям.