Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (225) | 17 марта 2008г.
 

Разность в ментальности

Объемы аудиторий одних и тех же радиопрограмм в Самаре и в Тольятти сильно разнятся

Андрей Ельченко

На прошлой неделе исследовательская компания Arbalet (Екатеринбург) раскрыла данные из очередных отчетов об исследовании аудиторий радиовещания Самары и Тольятти за ноябрь 2007 — январь 2008 г. Лидеры предпочтений Самары традиционны: Европа плюс, Русское Радио, Радио России. В Тольятти неизменно лидирует Авторадио, в лидирующей группе появились новички — Европа плюс и Love Радио.

История формирования Самары и Тольятти как городов различна. Первый традиционно оседлый купеческий город, второй — город внутренних мигрантов, склонных к перемене мест и настроений. Эта историко-психологическая закономерность нашла свое отражение и в радиопредпочтениях жителей губернской столицы и Автограда. За время проведения непрерывного исследования ИК Arbalet в Самаре (с августа 2007 г.) выяснилось, что самарчане консервативны в своих предпочтениях и мало склонны их менять. По параметру среднесуточного охвата аудитории в Самаре лидер не изменился, Европа плюс даже заметно упрочила свои позиции, доведя свою среднесуточную аудиторию до 5,4% населения Самары. На второе место вышло Русское Радио, потеснившее на третье тандем государственных радиостанций Радио России/ГТРК Самара, вещающий на 1-й кнопке радиотрансляционной сети и в диапазоне УКВ. По доле в общем радиослушании Европа плюс в отчетном периоде ноябрь 2007 -январь 2008 г. также укрепила свои позиции по сравнению с периодом август — октябрь 2007 г. Доля Европы плюс выросла за это время с 12,4 до 18,5%. Существенно продвинулось по доле в общем радиослушании Радио Рекорд, выйдя на вторую позицию с параметром в 11%. Русское Радио сохранило за собой 3-ю позицию, лидером падения за это время стало все то же Радио России.

В Тольятти несменяемым лидером за все время проведения исследования (с апреля 2007 г.) является Авторадио, которое к тому же сумело кардинально повысить свой среднесуточный охват аудитории до 14,1% (83,4 тыс. чел). Более высокие процентные параметры среднесуточного охвата аудитории в Тольятти объясняются меньшим количеством вещающих радиостанций, а также традиционным стремлением тольяттинцев к единым ценностям. Второе и третье места по размеру аудитории являются в Тольятти перманентно переходящими. В последний отчетный период исследования (ноябрь 2007-январь 2008 г.) на второе место рывком поднялась Европа плюс, совершив громадный скачок по строкам рейтинговой таблицы. Третьим стало Love Радио, поднявшись ступенькой выше. Пертурбации, начиная со второго места и ниже, оказались характерными для Тольятти. В тройке лидеров за время проведения исследования побывали и Радио Шансон, радиостанция с одной из самых стабильных аудиторий, и тандем Радио России/ГТРК Самара, утративший значительную часть наименее платежеспособной аудитории в последние месяцы, и радиостанция ХИТ-ФМ, переживающая в настоящее время период очередной трансформации.

Вызывают большой интерес также различия в объеме радиослушания почти идентичных радиопрограмм. К примеру, если в Автограде Авторадио-Тольятти безоговорочный лидер как в целом по всему населению от 12 до 70 лет, так и по большинству возрастных групп, то в Самаре позиции Авторадио-Самара незавидны: 13 место по среднесуточному охвату аудитории и 15 место по доле в общем радиослушании (среди 18 вещающих в Самаре радиостанций). Антипример -Русское Радио. Если в Тольятти эта радиостанция пользуется стабильно невысоким интересом радиослушателей — 10 место по среднесуточному охвату аудитории и 8 место по доле в общем радиослушании (среди 14 вещающих в Тольятти радиостанций), то в Самаре Русское Радио стабильно входит в тройку лидеров предпочтений самарчан.

Лишь в самое последнее время в тройку лидеров тольяттинского радиослушания ворвалась Европа плюс: ранее эта радиостанция, уверенно лидирующая по Самаре, не блистала своими тольяттинскими успехами. Худшие позиции Радио Шансон по Самаре объяснимы: все же Самара более образованный и в целом более интеллигентный город. А вот присутствие в лидирующей группе в Тольятти Love Радио является приятной аномалией для этой радиостанции, не показывающей столь внушительные результаты в других городах вещания, в том числе и Самаре. Относительно больший интерес к информационному Эху Москвы в Самаре объясним наличием в Самаре значительного количества органов государственной власти Российской Федерации и Самарской обл.

С точки зрения анализа получаемых в ходе непрерывного исследования параметров представляет значительный интерес факт появления в Самаре и Тольятти новых радиопродуктов, темпы набора ими объемов аудитории, выявление радиостанций, которые станут терять аудиторию ввиду появления форматного конкурента. Открытие в начале марта с.г. вещания Дорожного радио в Самаре и Радио Ваня в Тольятти вместо ранее вещаемого в обоих городах радио Maximum может принести за собой значительные изменения в структуре радиослушания. Представитель ИК Arbalet в Самарской обл. Андрей Балин считает, что «умение точно и адекватно попасть радиопродуктом в систему ожидания целевых групп населения — дар, данный немногим. Зачастую никакие современные исследования предпочтений фокус-групп не могут дать верных рецептов для формирования программной политики радиостанции. Нестабильность пристрастий людей дополнительно усложняет эту задачу. Наша цель — оперативно фиксировать радиопредпочтения жителей Самары и Тольятти в их динамике, предоставляя качественную информацию по всем срезам общества рекламодателям и радиовещателям».