Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (225) | 17 марта 2008г.
 

PR-кампания председателя

Александр Дроботов занялся нормативами

Максим Климов

По информации «Хронографа», прокуратура г.Тольятти вынесла протест в адрес мэрии г.Тольятти. Таким образом прокуратура отреагировала на запрос председателя ТГД Александра ДРОБОТОВА (на фото) о неоправданном, с точки зрения законодательства, повышении установленных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги. Однако непонятно, почему председатель ТГД начал активные действия против мэрии не в момент подписания постановления, а уже после окончания выборов мэра г. Тольятти. Скорее всего, речь идет о начале предвыборной кампании ТГД V созыва.

Сомнительное постановление

Стоит напомнить, что мэрией г. Тольятти были пересмотрены нормативы по теплоснабжению согласно постановлению и.о. первого заместителя мэра Владимира Иванова №3815-1/п от 28 ноября 2007 г. Таким образом, мэрия планировала привести нормативы в соответствие с постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению для населения Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных. — Прим. авт.) приборов. Итогом нововведения стало увеличение платы за отопление в ряде домов до 60%, что в свою очередь вызвало негативную реакцию населения. В свою очередь мэрия считает повышение соответствующим действующему законодательству. Однако распоряжению и.о. первого заместителя мэра Владимира Иванова предшествовало и другое повышение, которое прошло менее заметно.

В октябре 2006г. были пересмотрены нормативы потребления услуг по теплоснабжению. Согласно постановлению мэра г.Тольятти Николая Уткина №8844-1/п от 28 сентября 2006 г. были внесены изменения в постановление мэра №3-1/п «Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг населением г.о. Тольятти в 2006 г.» от 5 января 2006 г. На тот момент нормативы потребления теплоэнергии были повышены с 0,015 до 0,018 Гкал./кв.м, в итоге рост составил 20%. Мотивом для пересмотра нормативов послужило следующее заключение мэра: «В связи с понижением в течение отопительного периода за 2004-2006 гг. среднегодовой температуры наружного воздуха в г.о.Тольятти и возрастанием объема потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению потребителями, а также вступлением в силу постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и СНиП 23-01-99 «Строительная климатология». Руководитель тольяттинской специализированной гидрометеорологической обсерватории Александр Рыбкин так прокомментировал ситуацию: «Год на год не приходится, а среднестатистически они все одинаковые. В прошлом году, например, мы побили рекорд по январской температуре, было очень тепло. Никаких чрезвычайных ситуаций, связанных с температурой за период 2004 — 2006 гг., не было». Таким образом, формулировка, предложенная мэром, является лишь мотивом.

Гамбит Уткина

В октябре 2006 г. руководство ОАО «ВоТГК» (ТГК-7) провело презентацию своего проекта по переброске избыточной тепловой энергии с То-ТЭЦ на территорию Автозаводского р-на. Проект был представлен в качестве одного из вариантов решения проблем роста Автозаводского р-на. На встрече присутствовали руководители компаний-застройщиков новых кварталов, которым и предстояло подключиться к перебрасываемым мощностям. В президиуме в качестве приглашенного присутствовал мэр Николай Уткин. Многие наблюдатели отметили, что это мероприятие было первым за последнее время появлением Уткина на публике в окружении руководства ТГК-7.

Ранее это было маловероятно, т.к. весь предшествующий 2006 г. прошел в режиме нагнетания страстей вокруг вопроса передачи тепловых сетей муниципалитета и ОАО «АВТОВАЗ» в хозяйственное ведение ТТК-7 (см. «Хронограф» №44 (163) от 18.12.06). В этой связи появление Уткина на той презентации явилось иллюстрацией того, что претензий энергетиков к мэру Уткину больше нет. Чего нельзя было сказать об ОАО «АВТОВАЗ». По крайней мере, приглашенный на эту встречу заместитель генерального директора по вопросам социально-экономического развития и взаимодействию с государственными органами ОАО «АВТОВАЗ» Евгений Юрьев на ней не появился.

Стороннему наблюдателю было практически невозможно угадать, чем именно Уткин сумел вызвать расположение со стороны руководства ТГК-7, т.к. основной битве за теплосети еще только предстояло развернуться на одном из декабрьских заседаний ТГД. Между тем 28 сентября 2006 г. появилось то самое постановление, с которого и начался процесс пересмотра нормативов потребления энергоресурсов населением г. Тольятти в сторону увеличения. По сути, Уткин сделал своеобразный подарок энергетикам из ТГК-7. Стоит напомнить, что именно в тот момент Уткин активно пытался лавировать между основными центрами политического и административного влияния в Самарской обл. Поддержка ему требовалась по нескольким причинам. С одной стороны — настигающее его «земельное дело», с другой — предстоящие выборы в СГД. Все это сопровождалось началом процесса смены политических элит в регионе. По всей видимости, Уткин решил сделать ставку в этой игре на председателя совета директоров ТГК-7 Владимира Аветисяна. Сегодня можно лишь предполагать, почему этот гамбит Уткина остался незамеченным местными политиками.

Стоит напомнить, что осень 2006 г. для председателя ТГД Александра Дроботова выдалась непростой. Он активно искал варианты вхождения в список «Единой России» (ЕР) для участия в выборах в СГД на проходное место. Учитывая, что до декабря 2006 г. очень многое в самарском региональном отделении (РО) ЕР зависело от члена политсовета отделения Олега Дьяченко. Можно предположить, что Дроботов счел для себя более правильным не обращать внимания на решение Уткина об увеличении нормативов потребления тепловой энергии на 20%. Хотя стать депутатом СГД это ему не помогло.

Ход Дроботова

Второй этап повышения, который пришелся на конец 2007 г., скорее всего, связан с тем, что на тот момент шел раздел управляющих компаний (УК). Вероятно, повышение в 2008 г. связано с лоббистскими возможностями директоров УК. Однако в момент подписания постановления мэра в ноябре 2007 г. Дроботов также промолчал. Переписку с прокуратурой он начал, когда результаты выборов были уже практически определены. Как утверждает руководитель департамента экономики Владимир Перельштейн: «Каждое повышение тарифов привлекает внимание со стороны сотрудников прокуратуры, и мы, чтобы не тратить время, сразу подготавливаем все документы и передаем их прокуратуре. Непонятно, что случилось с Дроботовым в этот раз, ему все это известно».

Если бы Дроботов как руководитель ТГД поднял бы этот вопрос в декабре, то у него была бы возможность как у партийного функционера помочь кандидату на пост мэра Анатолию Пушкову. Вазовской креатуре удалось бы тогда перехватить знамя борьбы за необоснованно высокие коммунальные платежи, полностью исключив критику ОД «Декабрь».

Это могло бы создать Пушкову и соответствующий политический имидж еще до вступления на пост мэра. Однако Дроботов решил не торопить события и вспомнил о проблеме лишь после окончания выборов мэра и, что еще хуже, в конце отопительного сезона.

Мотивы такого молчания, скорее всего, следует искать в другом. Сегодня для городских ФПГ, имевших до последнего момента лобби в муниципальных структурах власти, основной задачей является сохранение своих позиций. Для Дроботова это ГК «Дельта». Именно это звено связывает со спикером ТГД руководителя департамента финансов Валерия Кушнарева, руководителя департамента здравоохранения Александра Изосимова, руководителя ДУМИ Анатолия Вахтина, а также периодически появляющегося на политическом поле бывшего первого вице-мэра Николая Ренца (см. «Хронограф» №5 (220) от 11.02.08).

Кроме того, выборы мэра фактически дали старт предвыборной кампании депутатов ТГД. И здесь для Александра Дроботова встает задача сохранения своего статуса. По информации «Хронографа», в рядах фракции и местного отделения ЕР единого мнения в отношении Дроботова нет. К тому же спикер уже терпел фиаско на выборах в СГД и даже грозился сменить партию (см. «Хронограф» №1 (166) от 15.01.07). Это позволяет предположить, что Александру Дроботову придется вести сложную политическую игру, которую он, судя по всему, уже начал. Если учесть, что подобные действия будут вынуждены предпринимать и другие представители городской элиты (см. «Хронограф» №8 (223) от 3.03.08), то у ОД «Декабрь» есть хорошие шансы продлить свою политическую жизнь как минимум на среднесрочную перспективу.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Постановление правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 г.

п. 13. Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;

п. 16. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат.