Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (225) | 17 марта 2008г.
 

Виталий Денисов:

Мэрия должна заниматься вопросами ГО и ЧС

Светлана Короткова

В ближайшее время Управление по г.о. Тольятти ГУ МЧС России по Самарской обл. трансформируется в надзорный орган. Но это в будущем, а пока работа данной структуры идет в привычном режиме. О ее особенностях и взаимодействии с другими структурами в интервью газете «Хронограф» рассказал начальник Управления по Тольятти ГУ МЧС России по Самарской обл. Виталий ДЕНИСОВ.

- Расскажите о вашем управлении, ее структуре и особенностях работы.

- В гарнизоне МЧС работает порядка 1700 человек. Это довольно большая численность. Не каждый субъект федерации имеет подобное количество сотрудников, как Тольятти. В наши полномочия входит проведение служебных заседаний, определение распорядка дня, реагирование на чрезвычайные ситуации. Сбор личного состава.

Управление координирует и оперативно влияет на работу трех структур. Первая — государственный пожарный надзор (ГПН). Он осуществляет надзор в области пожарной безопасности, который возложен на него государством и теми законодательными актами, которые существуют. Стоит отметить, что в этой отрасли (как, впрочем, и в остальных) существует достаточно много проблем. Одной из ключевых является то, что численность инспекторского состава государственного пожарного надзора сегодня не соответствует численности объектов, имеющихся, скажем, на территории города, которые нужно обследовать на предмет соблюдения противопожарного законодательства. Для того чтобы инспектору проверить все объекты на территории города, нужно 4-5 лет. За это время очень много происходит событий на объекте, и эффективность работы по надзору снижается, не достигая желаемых требований.

Также немаловажным является реакция руководителей объектов экономики на предписания. Кто-то выполняет их в полной мере, кто-то старается обойти, чтобы не выполнять предписания ГПН. В целом это приводит к пожарам.

Вторая — государственная инспекция маломерных судов (ГИМС). В обязанности этой инспекции входят регистрация, учет, контроль за эксплуатацией маломерных судов, обеспечение безопасности на водных объектах и контроль работы спасательных служб на воде. Также ими проводится обучение судоводителей и принимается участие в патрулировании на воде. Особенностью этой структуры является то, что ее сотрудники участвуют в спасательных операциях, связанных с водой, что в наше время немаловажно.

Стоит отметить, что роль этой инспекции очень сильно возрастает. Связано это с тем, что количество зарегистрированных плавсредств, которые подлежат учету именно службой ГИМС, с каждым годом возрастает в 2-3 раза. В связи с этим сейчас нужно навести порядок с обучением граждан, которые ими управляют, соблюдением безопасности передвижения, иначе пойдет увеличение количеств погибших людей на воде. В последующем ее роль будет только возрастать, потому что мы подойдем к такому моменту, когда вопрос безопасности на воде будет приравнен к дорожной безопасности.

Третья — это самостоятельный отдел государственной противопожарной службы (СОГПС). Он был создан отдельным приказом министра МВД РСФСР еще в октябре 1992 г. с учетом особенностей нашего города. В то время подобных отделов в других городах страны не было. В этом вопросе мы стали первыми.

Раньше на отдел возлагались лишь функции тушения пожара. После введения в структуру МЧС на нее возложена основная нагрузка по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. В связи с этим начала перестраиваться система обучения. Сегодня у нас в составе дежурных смен есть спасатели, прошедшие аттестацию, ее проходят раз в три года, где спасателям присваивается определенный класс после аккредитации. Всего их четыре: третий, второй, первый и международный. Последний самый высокий. В аттестацию входит много дисциплин, что способствует росту профессионализма сотрудников. Чем выше класс спасателя, тем больше профессий они должны освоить. Например, спасатель первого класса должен уметь водить автомобиль, быть газосварщиком и т.д. Они привлекаются в работу начиная с тушения пожара и кончая различными ДТП, авариями на химических предприятиях. Тем не менее основная их работа — тушение пожаров, что происходит каждый день. Сейчас СОГПС — это основной костяк в структурном подразделении МЧС.

Несмотря на то что в нашем оперативном управлении находится три структурных подразделения, каждое в свою очередь является отдельной организацией и управление не имеет права вмешиваться в их деятельность. Они самостоятельно работающие структуры, находящиеся под нашей координацией и оперативным контролем. У каждого подразделения отдельное положение, руководитель, они осуществляют отдельную деятельность от управления, имеют свой баланс, финансовый счет, свою технику, кадры, занимаются приемом на работу. Дело в том, что ГО и ЧС 10 лет формировалось на базе войск гражданской обороны, на основании законов о во-

инской службе. ГПН было в структуре УВД. С выделением нас в общую структуру получилось так, что управление работает с учетом одних законоположений, а каждое подразделение — других.

- С кем ваше управление взаимодействует и какие изменения в скором времени будут?

- С департаментом по делам ГО и ЧС и взаимодействию с правоохранительными органами г.о. Тольятти и подчиненными ему подразделениями. Во-первых, с центром гражданской защиты. Во-вторых, со службой спасения. Мы работаем в очень тесном контакте и довольно плодотворно.

Стоит отметить, что мы много критикуем мэрию, но вот за создание департамента ГО и ЧС мы должны ее поблагодарить. После его создания работа нашего управления в корне изменилась. За короткий промежуток времени после создания этого департамента мы решили вопросы, которые не решались по два-три года.

Стоит отметить, что до создания департамента ГО и ЧС мы вели работу с управлением общественной безопасности, что способствовало возникновению довольно многих проблем. Так, например, целый год мы не могли доказать, что Тольятти нужна целевая программа пожарной безопасности, хотя все города области ее приняли. С созданием департамента этот вопрос пошел успешно, и сейчас эта программа уже на выходе. Создание мэрией именно департамента хорошо тем, что у него есть полномочия как у органа на решение задач в области ГО и ЧС. Немаловажны и люди, работающие на тех или иных должностях. Так, уже три года стоит на эксплуатации единая дежурная диспетчерская служба, на базе телефона 01 — пожарной охраны. Только сейчас ее финансирование началось за счет мэрии. Однако все нормативные документы говорят о том, что этим должна была заниматься мэрия. Нам приходилось осуществлять финансирование с помощью привлечения внебюджетных источников. Дело в том, что единая служба нужна городу, ведь дальше пойдет только ее развитие. Вместо всех телефонов экстренных служб (01, 02, 03) будет 112. Если бы мы не сделали базу под этот номер, то не смогли бы его и внедрить на территорию города.

С учетом того что департамент ГО и ЧС реально занимается вопросами гражданской обороны и защитой населения от чрезвычайных ситуаций на территории г.о. Тольятти, сегодня у нас отпадает необходимость в координации работы структуры МЧС, поэтому следующий этап — реорганизация управления в надзорную структуру. В ближайшее время на территории города предполагается создать отдел в области надзора за гражданской обороной и защитой населения. Отмечу, это связано с тем, что полномочия разделились. Примерно в 2005 г. было управление ГО и ЧС, были служащие в мэрии, а возглавляли их военные люди. После разделения полномочий военных убрали на федеральные площади, а из муниципальных сделали центр гражданской защиты. Разделение произошло потому, что город сейчас должен осуществлять полномочия в области гражданской обороны, предупреждений, ликвидации ЧС и обеспечения первичных мер безопасности. Это стало функцией города.

Хотя стоит сказать, что сделать надзорный орган вместо управления непросто. Связано это с тем, что у каждого подразделения своя нормативная база и для объединения нужно эту базу поменять, а в итоге привести к общему знаменателю.

- А вы будете руководителем этого надзора?

- Я не знаю. Как предложат. Пока еще мы ждем эту структуру. Это то, что будет в обозримом будущем.