Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (225) | 17 марта 2008г.
 

Наверстывают упущенное

В правительстве подвели предварительные итоги реализации нацпроектов

Татьяна Никонорова

13 марта в областном правительстве состоялось заседание координационного совета по реализации приоритетных национальных проектов в Самарской обл. По словам губернатора Владимира АРТЯКОВА, смена руководства страны отнюдь не означает, что приоритетные нацпроекты потеряют свою актуальность. Однако стало ясно, что управленческие промахи, которые были допущены еще в момент старта реализации нацпроектов, придется ударными темпами устранять уже сейчас, когда, собственно, сама реализация входит в завершающую стадию.

Основное внимание на заседании координационного совета было уделено реализации ключевого национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». По информации министра строительства и ЖКХ Самарской обл. Павла Донского (на фото), в городских округах и муниципальных районах Самарской обл. в 2007 г. введено 1,28 млн. кв. м жилья (из них 36,1% индивидуального жилищного строительства). Т. е. годовой план по вводу жилья (с учетом невыполненного плана2006 г.) выполнен на 80%. Однако темпы жилищного строительства далеко не дотягивают до норматива, поскольку в 2007 г. было построено порядка 0,3 кв. м на душу населения при нормативе 1 кв. м. Причем особо низкие темпы строительства наблюдаются в гг. Тольятти и Сызрани.

Пример Тольятти в данном случае весьма показателен. 2007 г. запомнился как год масштабного кризиса в строительной отрасли, когда выделение земельных участков под застройку было приостановлено. А разрешения на строительство выдавались в основном для того, чтобы легализовать уже построенные объекты. В результате в эксплуатацию не было сдано даже половины запланированного для ввода жилья (см. «Хронограф» №48 (213) от 17.12.07).

На реализации нацпроекта сказывается отсутствие разработанных и утвержденных планов генерального планирования городских округов и муниципальных районов. В том числе программ градостроительного регулирования, правил землепользования и застройки на уровне муниципальных образований. Так, в прошлом году во всей губернии был утвержден генплан застройки только одного населенного пункта — с. Богатое. Сейчас готовится к утверждению генплан г. Самары. Как отметил министр строительства Павел Донской, с 1 января 2010 г. любое строительство, начатое вне рамок генерального плана, станет невозможным. Кроме того, будет невозможно легализовать любую (в т. ч. жилую) застройку, начатую без получения разрешительной документации. Все эти вопросы упираются в необходимость территориального планирования.

В настоящее время в Самарской обл. существует 7 строительных площадок (в т. ч. в Самаре и Тольятти), освоение которых будет осуществляться в том числе за счет федеральных средств. Однако высокие темпы жилищного строительства невозможны без разрешения земельного вопроса. Поэтому на координационном совете, в частности, было принято решение в приоритетном порядке направлять средства областного бюджета на софинансирование расходов муниципалитетов, связанных с разработкой документов территориального планирования и правил землепользования и застройки. Суммы бюджетных вливаний пока еще не определены. Впрочем, вопроса, почему эти, по сути, подготовительные этапы не были выполнены на стадии запуска нацпроекта «Доступное и комфортное жилье», так и не прозвучало.

Сейчас увеличение объемов жилищного строительства направлено на разработку инженерных проектов по обеспечению 5 земельных участков коммунальной инфраструктурой в городских округах Тольятти, Сызрань, Жигулевск, Кинель, заказчиком по которым выступает Министерство строительства и ЖКХ. В настоящее время проекты направлены на государственную экспертизу. В I кв. 2008 г. планируется выставить эти земельные участки на аукционы в целях дальнейшего жилищного строительства.

Кроме того, готова к освоению 1-я и 2-я очередь комплексной застройки жилого района «Самарское заречье» в г. о. Самара площадью 218 га. Эти земельные участки рассчитаны на строительство 775 тыс. кв. м жилья и позволят обеспечить жильем 25 тыс. чел. В мае 2008 г. планируется проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды этих участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

На сегодняшний день на территории Самарской обл. действует ряд инвестиционных проектов комплексного освоения территорий: жилой район «Волгарь» в Куйбышевском р-не Самары; жилая застройка юго-восточной части г. о. Отрадный; строительство мкрн «Дубрава» в муниципальном районе Волжском и др. В результате реализации этих проектов общая площадь построенного жилья составит 1 млн. 632 тыс. кв. м.

Отдельной темой разговора стало строительство энергетических мощностей. В рамках соглашения о взаимном сотрудничестве правительства области и ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания» ведется проектирование подстанций и линий электропередач класса 110 кВт и в течение 2007-2009 гг. на это будет затрачено 2,5 млрд. р.

В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 гг. осуществляется строительство объектов теплоснабжения и водоотведения. По итогам 2007 г. в различных муниципальных образованиях Самарской обл. введено в эксплуатацию 8 модульных котельных суммарной мощностью 8,5 МВт. На 26 объектах ведутся проектно-изыскательские работы, они будут введены в 2008-2009 гг. суммарной мощностью свыше 170 МВт. На 3 объектах ведутся работы по строительству канализационных очистных сооружений.

Своим появлением в 2006 г. самарская областная целевая программа (ОЦП) «Жилище» в первую очередь обязана тому, что аналогичная федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» стала опорной программой реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Начиная с 2006 г. в рамках региональной подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» владельцы сетей и прочих объектов коммунальной инфраструктуры получили возможность их реставрации за счет средств федерального бюджета. Хотя такую возможность федеральный центр предоставлял с 2002 г., с того момента, как началась реализация ФЦП «Жилище». Ее первый этап завершился по окончании 2005 г. Этот этап включал в себя подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации». Однако, как показал опыт, область в течение в 2006 и 2007 гг. отказывалась от федеральных денег, предпочитая изыскивать средства на обеспечение коммунальной инфраструктурой самостоятельно (см. «Хронограф» №16 (181) от 23.04.07). Соответственно, навертывать упущенное придется теперь.