Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (225) | 17 марта 2008г.
 

Сергей Тимофеев:

Наша задача – избежать дефицита продуктов

Константин Грайко

Резкий рост цен на многие продукты питания, начавшийся осенью прошлого года, буквально потряс регионы России. Это заставило органы исполнительной власти регионов заключить соглашения о замораживании цен на основные продукты питания с производителями и торговыми сетями. Они предусматривают совместные меры, предпринимаемые властями, производителями и торговыми организациями, по сдерживанию цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Ситуацию на продовольственном рынке Тольятти, а также возможные пути предотвращения кризиса данной отрасли “Хронографу" прокомментировал директор группы компаний “Рынок Агро” Сергей ТИМОФЕЕВ.

- Сергей Валентинович, каковы, по-вашему, причины возникшей прошлой осенью ситуации на продовольственном рынке и можно ли было избежать такого резкого скачка цен?

- Конечно, основную роль сыграло мировое повышение цен на продукты питания. В первую очередь на зерно, в т.ч. и на то, которое используется для приготовления комбикормов. Отсюда повышение цен и на продукты животноводства. Плюс неурожай подсолнечника на Украине привел к повышению цен на растительное масло. Отпускные цены на молочные продукты в Европе поднялись в результате того, что Евросоюз отменил производителям льготы на экспорт.

Еще одним фактором была и остается инфляция, которая реально всегда выше, чем данные Росстата. По их данным, инфляция с начала года составила 3,5%. А основными движущими силами инфляции в России остаются продукты питания.

Очевидно, что такая ситуация на международных рынках возникла не в одночасье. Специалисты еще весной прошлого года предупреждали о возможности такого развития событий, о том, что рост цен на продукты неизбежен. Если бы прежнее правительство прислушалось к прогнозам экспертов и приняло бы необходимые меры, то последствия были бы не столь масштабными.

В сентябре 2007 г., когда был определен новый состав федерального правительства, ситуация была взята под контроль. На мой взгляд, правительство Самарской обл. также сумело принять эффективные меры по стабилизации цен на основные продукты питания. 16 октября на совещании у губернатора Владимира Артякова было принято решение о введении моратория на повышение розничных цен на определенные категории продовольственных товаров.

- Изначально срок действия моратория ограничивался 31 января 2008 года. Правительство РФ продлило до 30 апреля текущего года действие подобных соглашений, о чем соответствующее постановление подписал председатель правительства Виктор Зубков. Насколько, по-вашему, эффективны подобные меры для стабилизации рынка?

- Конец прошлого года и начало этого наглядно показали, что полностью остановить рост цен мораторий не может. Данные Росстата говорят, что среди основных групп продовольственных товаров в январе этого года более всего подорожали плодоовощная продукция -на 8,3%, молоко и молочная продукция — на 2,3%, сахар-песок и сливочное масло — на 2%. Цены на макаронные изделия повысились на 1,7%, хлеб и хлебобулочные изделия — на 1,5%,крупу и бобовые — на 1,1%, рыбу и морепродукты — на 1%. Можно заметить, что в этом списке есть продукты, попавшие под действие моратория. Но в сложившейся осенью прошлого года ситуации эта мера была просто необходима для того, чтобы сгладить резкий скачок цен.

Соглашение о неповышении цен — это временное решение. Но бесконечно сдерживать рост цен искусственным путем невозможно. Также временными являются некоторые шаги, предпринятые в этой связи в Самарской обл. и в Тольятти. В частности, организована сеть специализированных розничных точек для торговли молоком и хлебом от производителя. Кроме того, по инициативе губернатора была увеличена денежная составляющая социальных пособий.

Многие тольяттинские предприниматели поддержали инициативу руководителя департамента потребительского рынка и предпринимательства г.о.Тольятти Хетага Тагаева, который просил помнить о социальной ответственности бизнеса и не пытаться заработать на этой волне большие прибыли. Понимая всю серьезность ситуации, сеть магазинов ГК “Рынок Агро" (ТК “Калина", ТК “Березка" и ТК “Славянка") установила строгий контроль за наценками на основные продукты. Даже сегодня наценки на хлеб, молоко, растительное масло не превышают 10-15%.

- Продовольствие на мировых торговых площадках дорожает до рекордных отметок, и предпосылок к снижению роста цен не наблюдается. И если сейчас развитие кризиса в России удалось сгладить, то нет никаких гарантий, что через некоторое время ситуация не повторится вновь.

- Действительно, наши цены на продовольствие сейчас сильно взаимосвязаны с европейскими из-за зависимости российского рынка от импорта. Решить эту проблему можно лишь научившись производить сельхозпродукцию в количествах, превышающих внутренние потребности. Россия — страна с многовековыми аграрными традициями и достаточными природными ресурсами. Мы можем полностью обеспечить свой продовольственный рынок и при этом производить продукцию на экспорт.

Для этого нужна серьезная поддержка сельхозпроизводителя на всех уровнях власти. Необходимо разработать систему льготного налогообложения, реализовать программы кредитования под минимальные проценты. Очень могли бы помочь фермерам правильно рассчитанные лизинговые схемы на приобретение сельхозтехники, возможно, при помощи дотаций из бюджетов различного уровня. Параллельно с реализацией этих задач нельзя забывать о развитии пищевой промышленности. Внедрение новых технологий и применение современного оборудования должны помочь развитию российского пищепрома и насыщению рынка продуктами, что приведет к стабилизации цен. Можно много рассуждать о том, что предстоит сделать, но в конечном итоге эти меры должны привести к решению одной конкретной задачи. А именно к продовольственной независимости России.

Что же касается продавцов продтоваров, то наша задача состоит в том, чтобы не допустить неоправданного увеличения стоимости товаров на пути от производителя к прилавку, избежать дефицита и позаботиться о широком ассортименте продуктов. Для этого магазины, входящие в ГК “Рынок Агро", большую часть продукции приобретают непосредственно у местных производителей. Другая часть продовольствия, в т.ч. растительное масло, закупается у крупных московских оптовиков, что позволяет избежать наценок от участия разного рода посредников. Кроме того, ведется активная работа по заключению договоров с производителями продуктов из других регионов России.

- Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба разработали законопроект "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", который может быть принят уже весной текущего года.

- Это всего-навсего законопроект, и каковым он будет в окончательном варианте, никто не знает. Давно пора сбалансировать отношения между производителями-поставщиками, сетевыми ритейлерами, предприятиями малой розницы и конечным потребителем. Ведь крупные ритейлеры выбирают поставщиков по принципу низкой отпускной цены, зачастую не заботясь о качестве товара и желании покупателя.

В итоге сети развиваются, а местные фермеры и небольшие производители не вписываются в эту схему и вынуждены искать альтернативные способы реализации своей продукции.

В Тольятти споры о необходимости продуктовых мини-рынков ведутся давно и серьезно. Я считаю, что придет время, когда необходимость такой формы торговли отпадет сама собой. Но сегодня колхозный рынок и мини-рынки являются тем самым звеном, которое помогает местным предприятиям с небольшими оборотами или фермерским хозяйствам предложить свой продукт населению. Причем в кратчайшие сроки и без лишних наценок, что очень важно для всех и особенно для социально незащищенных слоев населения. К сожалению, сам способ организации бизнеса крупных торговых сетей не позволяет выполнять такую функцию.

В принципе, я не имею ничего против крупных ритейлеров, ведь конкуренция как составная часть экономики просто необходима для нормального развития торговли. Но эта конкуренция должна быть цивилизованной, законы не должны давать преимуществ какой-либо торговой сети только потому, что у нее большие обороты. Более того, по нынешнему законодательству некоторые предприятия отчисляют налоги по месту регистрации бизнеса. Я считаю, что если магазин, будь то ларек или гипермаркет, работает на территории Тольятти, то и налоги он должен платить в Тольятти, и часть ассортимента он должен формировать за счет местных производителей. Тогда повысится и социальная ответственность бизнеса. В этом плане новый закон, регулирующий правила розничной торговли, просто необходим.

- Сергей Валентинович, вы несколько раз упомянули о социальной ответственности бизнеса. Можно об этом немного подробнее?

- У многих бизнесменов понятие социальной ответственности ограничивается тем, что, создав некоторое количество рабочих мест, они платят налоги и обеспечивают своих работников социальным пакетом. Причем, как с гордостью декларируется, этот пакет состоит из своевременно выплачиваемой зарплаты, ежегодного оплачиваемого отпуска, оплаты больничных и соблюдения графика рабочего времени. Т.е. из всего того, что работодатель обязан делать по закону. На самом же деле эта ответственность потому и называется социальной, что должна быть направлена на социум, в котором предприятие существует.

Социальная защищенность стариков, детей и инвалидов, к сожалению, еще низка в нашей стране. И государство в одиночку не сможет справиться с этой проблемой. Я считаю, что каждый бизнесмен должен осознать свою ответственность, должен понять, что социальная сфера должна поддерживаться частным бизнесом, ведь именно частный капитал составляет основу экономики России. Многие социальные проблемы можно решать за счет благотворительности и спонсорской помощи, привлекая внебюджетные средства, т.е. средства частного бизнеса. Именно таким путем предпочитает идти ГК “Рынок Агро", будь то участие в программах Общественного фонда “Тольятти" или собственные инициативы. Опять же, возвращаясь к проблеме роста цен на продукты, можно упомянуть социальную акцию, проходящую в ТК "Березка" и “Славянка", где пенсионеры могут приобрести продукты и напитки с 5-процентной скидкой (в “Березке" с 9 до 11 час, в “Славянке" с 9 до 21 час). Кроме того, во всех магазинах ГК “Рынок Агро" действует накопительная система скидок, позволяющая экономить покупателю до 7% своих средств.