Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (225) | 17 марта 2008г.
 

Задумались об инвестициях

Игроки энергетического рынка Самарской обл. осваивают инвестиционные программы

Татьяна Никонорова

13 марта в Самарской губернской думе состоялся круглый стол на тему, посвященную проблемам реализации федерального закона №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Впрочем, обсуждение вопроса свелось к необходимости в кратчайшие сроки разработать пакет документации для дальнейшей разработки инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса в Самарской обл. Причем для генерирующих и сетевых компаний, похоже, найдется только один инвестор — население области.

В ближайшее время в Самарской губернской думе будет создана рабочая группа, занимающаяся подготовкой проектов нормативных актов, регламентирующих развитие коммунальной инфраструктуры. По замыслу парламентариев в ближайшее время необходимо создать порядок и условия разработки, согласования и утверждения техзаданий для разработки инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса, разработки самих инвестиционных программ, а также критерии доступности услуг ЖКХ. Кроме того, в рамках рабочей группы предполагается создать порядок утверждения тарифов и инвестиционного договора. От Самарской губернской думы в рабочую группу войдут председатель комитета по нефтехимии, ТЭК и охране окружающей среды Андрей Кислов (на фото) и председатель комитета по строительству, транспорту и ЖКХ Алексей Кириенко.

Сейчас комплексные программы развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, а также инвестиционные программы разработаны всего в 9 городских округах Самарской обл. Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры разработаны в Новокуйбышевске, Октябрьске, Похвистнево. Инвестиционные программы разработаны в Тольятти, Новокуйбышевске, Чапаевске, а технические задания на разработку инвестиционных программ разработаны в Самаре и Новокуйбышевске. Так, например, сейчас в Самаре утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ЗАО «СГЭС» на развитие системы электроснабжения г. Самары на 2006-2010 гг., техзадание на разработку инвестиционной программы МП «Самара-водоканал», а также техзадание на разработку инвестиционной программы ОАО «ВоТГК».

В Тольятти разработаны и утверждены инвестиционные программы ОАО «Электросеть», ОАО «ТЕВИС» и МУП «ПО КХг. Тольятти».

Основной посыл круглого стола заключался в том, что отсутствие ряда нормативных актов на различных уровнях власти препятствует формированию экономически обоснованных тарифов и ставок платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, Это, в принципе, может помешать обеспечивать условия для того, чтобы привлекать инвесторов для дальнейшего развития и модернизации коммунальной инфраструктуры. Однако наблюдатели отмечают, что, скорее всего, у генерирующих и сетевых компаний в Самарской обл. найдется всего один инвестор — население Самарской обл.

Заинтересованность основных операторов на энергетическом рынке заключается в том, что наличие собственной инвестиционной программы позволяет вести финансирование работ по строительству и модернизации сетей. Оно может вестись, по сути, за счет большего количества источников. Так, например, сетевая компания сможет реализовывать мероприятия инвестиционной программы за счет платы за передачу энергии, за счет надбавки к тарифам, утвержденной муниципальным образованием, а также за счет платы за техническое присоединение и подключение. Впрочем, 210-ФЗ предусматривает и бюджетный источник финансирования. Он должен использоваться в том случае, если необходимо покрыть разницу между потребностью в финансировании программы и уровнем финансирования, который могут обеспечить надбавка к тарифу и плата за подключение, оставаясь при этом доступными для потребителей.

Впрочем, в данном случае едва ли можно будет говорить о доступности услуг ЖКХ для населения, поскольку все источники предполагают финансирование за счет средств населения. И если плата за технологическое присоединение регламентируется соответствующим приказом УГРКЭ, то надбавки к тарифам и плата за подключение регламентируются на уровне муниципального образования. При этом реализация мероприятий инвестиционной программы за счет такого источника, как надбавка к тарифам, может увеличить конечную сумму, подлежащую оплате потребителям, на 5-10%. Плата за технологическое присоединение, которая согласно 210-ФЗ должна взиматься с 1 января 2006 г. согласно расчетам, приводит к повышению себестоимости кв. м жилья на сумму порядка 1 тыс. р.

По сути, создание целого ряда нормативных актов призвано определенным образом создать финансовые взаимоотношения всем участникам энергетического рынка на всех участках технологической цепи — от генерации электро- и теплоэнергии до доставки ее до конечного потребителя. Генерация в Самарской обл. в основном представлена ОАО «Жигулевская ГЭС» и ОАО «Волжская ТГК». В числе основных поставщиков на этом рынке присутствуют магистральные электрические сети — филиал ОАО «ФСК ЕЭС» (МЭС), ОАО «ВоМРК», ЗАО «ССК», ОАО «СГЭС». Львиная доля сбыта электроэнергии идет через ОАО «Самараэнерго». Таким образом, получается, что массовое внедрение инвестиционных программ будет в большей степени выгодно ВоТГК и ее компаниям, входящим в структуру бизнес-интересов председателя совета директоров ОАО «ВоТГК» Владимира Аветисяна. Напомним, сейчас утверждено техзадание на разработку инвестиционной программы «ВоТГК» по развитию системы теплоснабжения г. Самары на 2007-2012 г. Т. е. в ближайшем будущем можно будет говорить о появлении соответствующей надбавки для населения в тарифе на теплоснабжение.