Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (224) | 11 марта 2008г.
 

Ближняя «Застава»

ВАЗ станет акционером сербского завода

Иван Григорьев

29 февраля президент ООО «Группа АВТОВАЗ» Борис АЛЕШИН подтвердил планы по приобретению акций сербского автозавода «Застава», готовящегося сейчас к приватизации. По оценкам экспертов, после получения контроля над балканским предприятием АВТОВАЗ, разгрузив за его счет часть производственных мощностей в Тольятти, одновременно сможет рассчитывать на солидную долю рынка на территории бывшей Югославии.

Первое соглашение о сотрудничестве между сербским автозаводом «Застава» (г. Крагуе-вац) и ОАО «АВТОВАЗ» было подписано в начале 2004 г. По договору предусматривалась поставка в Тольятти запчастей, узлов и агрегатов на сумму 10 млн. евро. Сам АВТОВАЗ обосновался на Балканах в 2006 г., после того как фирма Impex Establishment объявила о начале продаж новой Lada Kalina в Сербии, в белградском автосалоне «Застава Вождовац».

Однако только торговлей автомобилями планы ВАЗа не ограничиваются. В конце февраля источники «Хронографа» сообщили о достижении принципиальной договоренности по продаже АВТОВАЗу сразу после приватизации «Заставы» в разных вариантах — от блокпакета ее акций до контрольного. Сумма сделки в данный момент просчитывается экспертами обеих сторон. Таким образом, едва успев получить стратегического партнера в лице Renault, АВТОВАЗ решил сам стать таким же партнером для «Заставы».

Представители сербского завода рассказали о ведущихся с Тольятти переговорах, однако детали сделки и предполагаемые условия сотрудничества уточнить отказались.

Наблюдатели считают, что АВТОВАЗ заинтересовался «Заставой» прежде всего из-за близости восточноевропейских рынков сбыта, причем инициатива по приобретению контроля над сербским предприятием в немалой степени исходила от ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ). Генеральный директор РОЭ Анатолий Исайкин неоднократно говорил, что забота о российском автомобильном производстве предполагает расширение модельного ряда и выпуск таких моделей, которые можно будет продавать за рубеж. Если вспомнить, что на Балканах раньше хорошо расходились «Нивы», давно признанные продукцией двойного назначения, то приближение производства к конечному потребителю в бывшей Югославии снизит цены на эти «внедорожники» и, соответственно, повысит на них спрос. Еще одним аспектом будущей сделки является необходимость вынесения некоторых производств за пределы Тольятти в связи с приходом на завод технологий и логистических схем Renault. Здесь необходимо отметить, что на «Заставе» сейчас прочно освоился первый стратегический партнер АВТОВАЗа — концерн Fiat. В 2006 г. руководство сербского завода подписало с итальянцами договор о производстве «Фиат-Пунто».

Объем выпуска этих автомобилей, продаваемых под названием «Застава 10», составляет 220 тыс. машин в год, а экспортируются они в Болгарию, Румынию, Албанию, Боснию, Хорватию и Македонию. Инвестиции в оборудование производственных цехов под «Заставу 10», по данным «Хронографа», составили не менее 15 млн. евро, кроме того, Fiat приобрел несколько дочерних компаний «Заставы». Не исключено, что в планах Fiat также присутствует намерение выкупить часть акций «Заставы». При таком развитии событий итальянский и российский концерны могут получить по блокпакету, а остальные акции пойдут в обращение на фондовых рынках.