Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (224) | 11 марта 2008г.
 

По стопам ЮКОСа

Волготанкер признали банкротом в последней инстанции

Игорь Караулов

4 марта арбитражный суд Москвы вынес решение, согласно которому пароходство «Волготанкер», считающееся некогда крупнейшим в России, признано банкротом. Сумма долга перед государством у пароходства достигла почти 4 млрд. р., а с осени 2005 г. пароходство фактически не работало из-за ареста судов. Как отмечают наблюдатели, процедура обретения активов пароходства новым собственником многими моментами напоминает «распродажу» ЮКОСа.

Первоначально деятельностью топ-менеджеров пароходства ОАО «Волготанкер» заинтересовались налоговые службы. Уже в августе 2004 г. прокуратура Самарской обл. выдвинула обвинение, что пароходство за два года, с 2002 по 2004 гг., недоплатило налогов примерно на 300 млн. р. Спустя полгода шестерым руководителям пароходства были предъявлены обвинения в мошенничестве и отмывании доходов. На тот момент это было самое крупное дело подобного рода, в котором фигурировали весьма существенные суммы. Обвинения предъявили заместителю генерального директора пароходства Евгению Артюхову, менеджеру управляющей компании «Волготанкер АМС» Юрию Исайчеву, председателю совета директоров Волготанкера Александру Александровичу, исполнительному директору Андрею Азарову, главному бухгалтеру Любови Базильской и управляющему директору Башволготанкера Владимиру Корякову.

Первоначально обвинения смогли предъявить лишь двоим, а оставшиеся четверо, видимо, предчувствуя дальнейшее развитие событий, скрылись и были объявлены кто в федеральный, а кто и в международный розыск. Деятельность компании, несмотря на то что к 2006 г. был избран новый председатель совета директоров пароходства Владимир Жуков, была фактически парализована. На тот момент сумма налоговых недоимок, предъявленных пароходству за три года, составила 3,3 млрд. р. Фактически она была даже выше стоимости чистых активов ОАО «Волготанкер», у которого были арестованы все суда.

Жуков тогда заявлял, что компания готова перейти под контроль государства на любых условиях. Тогда же председатель назвал причину, по которой начали преследовать пароходство. Одна из них содержалась в заявлении УФНС по Самарской обл. в арбитражный суд, где имелись сведения о том, что Волготанкер находится под контролем НК «ЮКОС», которую на тот момент также преследовали прокуратура и налоговые органы. Жуков пытался доказать обратное, что компания не является дочерней структурой ЮКОСа. Несмотря на громкие заявления, руководство Волготанкера не обращалось с просьбой о переходе под контроль государства в соответствующие органы, в частности в Федеральное агентство морского и речного транспорта.

В прошлом году всем прежним менеджерам руководства был вынесен приговор. Так, Коряков был осужден на 7 лет колонии, Базильская — на 6 лет, остальные трое получили условные сроки, а еще троих, в том числе экс-председателя совета директоров Александра Александровича, ищут до сих пор. Обвинение в мошенничестве и легализации теневых доходов Александровичу, Азарову и руководителю датской компании Volgotanker Marine Services Илье Канцнельсону прокуратура могла объявить лишь заочно. По некоторым данным, они скрываются в одной из европейских стран. С прошлой недели ОАО пароходство «Волготанкер» практически перестало существовать как крупнейшая российская компания. Все его имущество будет, скорее всего, продано с аукционов, но тем не менее сумма, которую собираются от этого выручить, гораздо ниже, чем предъявленные пароходству налоговые недоимки. По некоторым данным, за имущество Волготанкера планируют выручить от $30 до 40 млн. Имеющиеся у компании суда, скорее всего, будут либо проданы другим компаниям, либо пущены на металлолом.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.