Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (224) | 11 марта 2008г.
 

Человек-завод

АВТОВАЗ отметил очередной день рождения Виктора Полякова

Иван Григорьев

3 марта 2008 г. исполнилось бы 93 года со дня рождения первого генерального директора Волжского автомобильного завода, почетного гражданина г. Тольятти и Самарской обл. и просто уникального человека Виктора ПОЛЯКОВА (на фото). Его имя тождественно рождению и становлению всего вазовского комплекса. Поляков, являясь хранителем традиций отечественного автомобилестроения, одновременно выступал за скорейшую интеграцию тольяттинского завода в мировой автопром. На сегодняшний день эта идея обрела как никогда сильных сторонников.

Виктор Поляков — личность легендарная. Он стал не только первым директором ВАЗа, но и эталоном специалиста, инженера, руководителя для всех, кто с ним работал. На посту генерального Поляков цементировал предприятие. Время строительства завода — это время энтузиазма и надежд. У этого времени был достойный лидер. Дело не только в его колоссальном опыте, знаниях и ответственности. Поляков умел разбираться в механизмах и проектах, а главное — он имел подход к людям. Виктор Николаевич давал возможность проявиться лучшим чертам своих сотрудников, оставляя им и право на ошибку, без исправления которой, тем не менее, обойтись было нельзя. Организация работы Поляковым, умение собирать, отбирать и анализировать информацию, вычленять главное, искать и расширять узкие места — все это составляло его неповторимый почерк руководителя.

Внешне он был скучным: не рассказывал анекдотов, не веселил участников застолья, не плясал и не пел. Его частенько называли «сухарем». Он был аскетом, живя в то время, когда начальник его уровня обрастал соответствующими положению привилегиями. Ему были присущи непоказная доброжелательность и исключительная скромность.

С Виктором Николаевичем Поляковым непосредственно связано то, что называется вазовским стилем работы. Вспоминает Александр Ежевский — бывший министр сельскохозяйственного машиностроения СССР: «Во время строительства ВАЗа я видел, насколько строг, требователен Поляков был даже к обычным строителям, монтажникам.

Те обижались на него. А он все равно прав. Потому что требовал высокого качества. И от оборудования, поставляемого к монтажу, и от отделки зданий, и от качества жилья... Он вообще решал все вопросы в комплексе — производственные, социальные, культурные, бытовые. И требовал, чтобы все это делалось с наивысшим качеством. И не просто с жесткой, но иной раз с жестокой настойчивостью. Здесь нужны были его железный характер, его высочайшая принципиальность, чтобы отстоять свои убеждения, то, что нужно для завода и города».

Бывший главный конструктор АВТОВАЗа Георгий Мирзоев говорит, что Поляков настолько ценил людей, которые входили в его команду, что те мгновенно заряжались его энтузиазмом и дальше превращали эту энергию во что-то реальное.

Реально было, например, сохраняя вазовские традиции, выступить за внедрение в производство прогрессивных технологий. Памятны рассказы гендиректора по итогам поездки в Японию в 1974 г. Соратникам Поляков говорил о необходимости применения чужого, драгоценного опыта эффективной работы в собственных целях: «В наш век — век научно-технической революции, которая вплотную подбирается к автомобилю и начинает оказывать все большее влияние на технику, технологию, конструкцию, нам нужно определить свое место. Мы должны найти правильную линию в активном внедрении технической революции в конструкцию автомобиля, в технологию, в нашу работу, чтобы завод продолжал занимать ведущее место в автомобильной промышленности».

Поляков считал, что для смены курса завода от простого освоения закупленного у фирмы Fiat оборудования к выпуску собственных оригинальных автомобилей нужно постоянно перестраивать внутреннюю работу предприятия, сосредотачивать текущие вопросы в руках определенных групп и высвобождать достаточно сильные группы для работы над перспективой, т. е. фактически оптимизировать работу заводских кадров, поддерживая оптимальное сочетание молодости и опыта.

Сегодня можно утверждать, что коллектив специалистов, сформированный и заряженный Поляковым, сумел через четыре десятилетия пронести нацеленность на результат и обеспечить работоспособность огромного предприятия. Нынешний АВТОВАЗ — это не только устойчивость, но и развитие. Высокие технологии заводу призван обеспечить новый стратегический партнер — Renault, а продвижением бренда Lada занимается мощнейший лоббист международного масштаба — госкорпорация «Российские технологии». Сохраняя преемственность и верность традициям, новый президент Группы «АВТОВАЗ» Борис Алешин лично посещает все сложные участки производства Волжского автозавода, общается с рабочими на местах, вникает во все проблемы предприятия в инженерных отделах и цехах. Сегодня на АВТОВАЗе, как и при Полякове, много внимания уделяется социальной поддержке трудового коллектива, зарплаты сотрудников неуклонно растут.

Эти и другие совпадения позволяют рассчитывать на возвращение финансового могущества АВТОВАЗа и привлекательности его автомобилей на мировых рынках. «У завода сейчас есть все возможности для качественного прорыва в перспективе. Нужно только не расслабляться, а действовать, двигаться, работать, как того требовал Виктор Николаевич», — уверен в успехе председатель совета ветеранов АВТОВАЗа Александр Ясинский.