Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (222) | 26 февраля 2008г.
 

Тюрингский гамбит

АВТОВАЗ оценит завышенные затраты поставщиков

Иван Григорьев, Евгений Сямин

18 февраля Тольятти посетила немецкая делегация земли Тюрингии во главе с премьер-министром Дитером АЛЬТХАУСОМ. Целью визита стало подписание договора о сотрудничестве АВТОВАЗа и автомобильных промышленных предприятий Тюрингии. В течение 2008 г. планируется наладить активное сотрудничество с зарубежными производителями автокомпонентов в целях снижения себестоимости комплектующих без ухудшения их потребительских свойств. Это может негативно сказаться на перспективах некоторых местных снежников.

Встретились и подписались

18 февраля немецкую делегацию принял губернатор Самарской обл. Владимир Артяков. Стороны обсудили перспективы сотрудничества в различных областях, но больше всего внимания было уделено вопросам возможного сотрудничества в автопромышленной сфере. Особое внимание при этом акцентировалось на вопросе взаимодействия в рамках Тольяттинского промышленно-технологического парка, первые мощности которого планируется запустить уже в этом году.

На земле Тюрингии расположено около 50 научно-исследовательских институтов и 20 технологических центров. Кроме того, Тюрингия является одним из научно-промышленных центров Германии, в котором широко представлено производство автокомпонентов. Также здесь расположен и завод фирмы Opel, который является одним из самых производительных и наукоемких в Европе. После встречи с губернатором делегация в тот же день посетила АВТОВАЗ.

Стороны в лице вице-президента по развитию ООО «Группа АВТОВАЗ» Максима Нагайцева (на фото) и председателя правления общественной организации, объединяющей тюрингских производителей автокомпонентов Automotive Thuringen E.V., Михаэля Милитцера, подписали протокол о намерениях. В дальнейшем предусматривается, что немцы смогут поставлять на АВТОВАЗ следующие автокомпоненты: трансмиссии, штамповочные изделия, оборудование, инструмент и детали из пластмасс, а также сотрудничать в области инжиниринга, дизайна и менеджмента качества. ОАО «АВТОВАЗ», в свою очередь, рассмотрит возможность включения тюрингских предприятий в перечень своих поставщиков.

Одновременно с этим произошла встреча Дитера Альтхауса и президента ООО «Группа АВТОВАЗ» Бориса Алешина. В результате переговоров была достигнута договоренность о сотрудничестве между автомобильной промышленностью земли Тюрингии и ОАО «АВТОВАЗ». Стороны подписали коммюнике, в котором оценили всю важность и перспективность планируемого сотрудничества, а также одобрили возможность включения тюрингских предприятий в перечень поставщиков АВТОВАЗа. По словам Бориса Алешина, автокомплектующие будут использоваться не только в производстве автомобиля класса С, но и в ряде других проектов. В документе также зафиксировано, что и российская сторона в лице Бориса Алешина и земля Тюрингии в лице Дитера Альтхауса готовы поддерживать и сопровождать данное сотрудничество в рамках их компетенции и возможностей. Не исключается, что в Тольятти будет открыт офис Automotive Thuringen E.V. по координации совместных проектов с Волжским автомобильным заводом.

Слово за французами

Встреча столь высокого уровня открывает большие возможности для АВТОВАЗа и Тольятти. Завод приобретет новых поставщиков из Германии, славящихся качеством производства своих автокомплектующих.

Косвенно внешнюю политику ВАЗа, ориентированную на снижение себестоимости автокомплектующих без ухудшения их потребительских свойств, подтвердили и на самом предприятии. «Работа с поставщиками в ближайшее время будет выведена на новый уровень, — сообщил источник «Хронографа», знакомый с ситуацией на заводе. — Зачастую самый большой резерв снижения себестоимости автомобилей кроется в удешевлении компонентов при тех же затратах по трудоемкости и материалоемкости на их изготовление. Проанализировав рынок, мы пришли к выводу, что значительный резерв по снижению есть только у европейских производителей». До конца года, по данным источника, всем завышающим цены местным поставщикам сделано предложение снизить себестоимость изделий как минимум на 3%, чтобы стоимость автомобиля в сборке в результате упала на 5-6 тыс. р. «Задача таких жестких мер — максимально приблизить наши модели к потребителю», -говорит источник.

Другой источник «Хронографа» на АВТОВАЗе пояснил, что до подписания соглашения о продаже блокпакета акций завода концерну Renault каких-либо конкретных договоренностей с поставщиками достигнуто не будет. «Как только французы придут к нам, мы вместе сядем и посмотрим на конъюнктуру рынка и потребительские свойства предлагаемых нам автокомпонентов, — говорит специалист, — сравним также внешние и внутренние цены и сделаем правильный выбор. Под это решение уже будет принят отдельный бюджет». По неофициальной информации, АВТОВАЗ больше склонен развивать активное сотрудничество именно с зарубежными партнерами. «Выгода в том, что затраты на выпуск продукции они не завышают, а производство технологически сложных узлов и агрегатов с их помощью можно наладить и на базе тольяттинского технопарка, т. е. подтянуть выпуск компонентов непосредственно к главному конвейеру», — заявил один из экспертов.

Заменят слабых

Генеральный директор Поволжского отделения Российской инженерной академии Юрий Михеев предполагает, что в связи с запуском в серию новых вазовских моделей у завода возникла необходимость организовать другую систему поставок, рассчитанную на проведение модульной и крупномодульной сборки.

«Системные интеграторы, чья продукция и по качеству, и экономически более привлекательна, пока слабо присутствуют на российском рынке, — говорит Михеев. -Между тем первый блок поставщиков, который выйдет на реорганизуемый рынок поставок АВТОВАЗа, составят как раз системные интеграторы. Пока это, и к сожалению, и к счастью, западные фирмы или совместные». Эксперт указал три слабых места нынешних поставщиков: недостаточное качество продукции, отсутствие возможности раскрывать инновационный потенциал, неэффективный менеджмент — управленческий и производственный. «Субпоставщикам сейчас нужно занять место в очереди к системным интеграторам, — считает Михеев. — Однако это не означает, что все они удовлетворят новым требованиям АВТОВАЗа. Некоторые просто не выдержат эффекта масштабирования, когда 6-7 больших корпораций сосредоточат все производство автокомпонентов в своих руках и естественным образом прекратят существование».

«Существует и встречная тенденция, — рассказывает один из известных самарских банкиров. — Она предполагает создание региональных кластеров по производству автокомпонентов. В деле повышения конкурентоспособности всегда нужно искать золотую середину, обращая равное внимание на своих и чужих производителей». По мнению источника, если местное предприятие не устраивает статус субпоставщика, то ему нужно совершенствовать технологии, менеджмент и маркетинг. «В любом случае кому-то придется диверсифицироваться, оптимистичных вариантов для некоторых представителей этого бизнеса я не вижу», — заключает аналитик.