Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (222) | 26 февраля 2008г.
 

Анатолий Пушков:

Чиновникам пора зашить карманы

Максим Климов

Отсутствие движения в развитии г. Тольятти, наметившаяся стагнация в экономической и социальной сферах, застой строительного рынка, торможение реформирования отрасли ЖКХ — причины возникновения городского кризиса. Свой взгляд на городские проблемы и пути их решения высказал главный инженер ОАО «АВТОВАЗ» Анатолий ПУШКОВ в интервью корреспонденту «Хронографа».

- Анатолий Николаевич, на сегодняшний день в городе накопилось большое количество нерешенных остросоциальных проблем. Можно ли их решать, пользуясь опытом, который был накоплен на ОАО «АВТОВАЗ»?

- Нам удалось навести порядок на ОАО «АВТОВАЗ». Кто бы что ни говорил, как ни пытался бы раскачать ситуацию, завод живет, развивается и уверенно смотрит в будущее. Ответственно говорю: без тех жестких мер, которые мы приняли, завод в нынешних условиях просто не выжил бы. А ведь это судьбы сотен тысяч людей! Сейчас настала пора наводить порядок в городе. Ему как воздух нужна эффективная и компактная система управления. И решение этой проблемы заключается не в том, чтобы всех разогнать, а потом собирать заново. Каждый руководитель, каждый сотрудник администрации должны относиться к своей должности как к служению, а не как к средству наживы.

- Во время предвыборной кампании достаточно часто можно услышать о том, что необходимо зарабатывать деньги в бюджет. Что вы думаете по этому поводу?

- Сегодня многие направо и налево раздают обещания: «мы с моим штабом тут как-то посчитали». При этом понятие «обязательные расходы» некоторым, видимо, незнакомо. Однако есть реальные возможности привлечения денег в бюджет. Так, на рассмотрении Государственной думы сегодня находится закон о налоге на недвижимость. Везде в мире он является главным источником доходов местных сообществ. Он дает до 60% поступлений в местные бюджеты, а не 2,6%, как сейчас. Принцип его прост: если ты владелец двухкомнатной «хрущевки», то платишь меньше, чем сейчас составляет плата за аренду жилья. А если ты собственник трехэтажного коттеджа стоимостью в несколько миллионов долларов, то и платишь в городскую казну тысячи или десятки тысяч, пропорционально его рыночной стоимости. Этот закон вводится в действие со следующего года. Но чтобы город получил средства на развитие, уже сейчас нужно провести колоссальную работу по составлению кадастра всей недвижимости в городе и рыночной оценке ее стоимости. Можно также сказать и о том, что сегодня доходная часть городского бюджета — чуть больше 6 млрд. р., а с субвенциями из областного — 7 млрд. р. Те, кто привык ныть, а не работать, нередко свою бездеятельность прикрывает тем, что эти деньги составляют лишь 7% налогов, собираемых государством на территории Тольятти. Однако не вполне понятно, почему из 29 областных целевых программ развития город Тольятти участвует только в 12? И стоимость этого участия оценивается лишь в 930 млн. р., хотя государство финансирует их в объеме 17 млрд. р.? Почему остаются неиспользованными средства, выделяемые областным правительством и федеральным бюджетом на программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, а это порядка 300 млн. р.? Почему профилактическое медицинское обследование прошли лишь 36% горожан, хотя средства были выделены на всех? Что, у тольяттинцев здоровья слишком много и они не хотят его беречь? Почему городское имущество продается и сдается в аренду по цене в разы ниже рыночной, а городской бюджет имеет от этого лишь 60 млн. р. в год — столько же, сколько хозяин магазина средней руки? Если работать целенаправленно и инициативно, если не просто считать, где можно наварить, а где нет, то вполне реально в разы увеличить участие города в реализации федеральных и областных программ развития.

- Вы являетесь лидером общественного движения «Тольятти, вперед!». Удалось ли вам что-нибудь сделать в рамках этого движения?

- Лишь один пример. Наше общественное движение «Тольятти, вперед!» обратилось к губернатору Самарской обл. Владимиру Артякову с предложением о совместной работе по разработке стратегии развития города. Ответ был незамедлительным.

Сегодня наши предложения проходят проработку во всех министерствах и ведомствах областного правительства, и мы вместе готовим проектно-сметную документацию для участия в федеральных программах. Благодаря этой поддержке уже в 2008 г. начнется строительство новых городских развязок и расширение дорог, соединяющих районы города. Сейчас практически согласован график капитального ремонта зданий старой постройки в Центральном и Комсомольском р-нах на 2008-2010 гг. Также городу нужен технопарк. Это позволит обеспечить высококвалифицированной работой тысячи людей, тех инженеров, которые составляют неразменный золотой фонд не только Тольятти, но и всей страны. Программа создания технопарка уже разработана правительством области, и наша прямая обязанность — добиться ее скорейшей реализации.

- Когда-то Тольятти был одним из самых красивых и чистых городов не только в области, но и за ее пределами. Однако сейчас ситуацию вполне можно назвать критической. Какие методы могли бы вернуть городу былую привлекательность?

- Срочно необходимо прекратить практику уплотнительной застройки. Все новые стройки — только на основе генплана развития города. Дворы и улицы необходимо убирать не только по субботникам, а постоянно. Также в микрорайонах необходимо возродить систему детских кружков и секций, ужесточить ответственность тех, кто нарушает чистоту города. Для всего этого механизмы известны и уже используются в других муниципальных образованиях. В Тольятти более 30 тыс. пенсионеров, желающих получить работу. Если доплачивать им за высаженные цветы и деревья, чистые дворы и подъезды, лицо Тольятти станет иным. Именно так решили проблему дворов в Чебоксарах и Саранске, где возможностей у властей гораздо меньше, зато больше желания работать. Почему же ее не решить в Тольятти?

Оборудование для детских площадок должны производить тольяттинские заводы — это будет наш муниципальный заказ. А установка и поддержание детских площадок в надлежащем состоянии — забота не только муниципалитета, но и самих граждан. К их услугам нужно создать сеть малых предприятий ЖКХ, чтобы между ними была конкуренция и цены не выходили за пределы разумного. На благоустройство дворов должны идти деньги не только бюджета и собственников жилья, но и владельцев коммерческой недвижимости, расположенной во дворах. Деньги городского бюджета, выделяемые на благоустройство, должны находиться под жестким контролем самих жильцов, чтобы не было откатных схем. Чиновникам придется зашить карманы.

- Вы являетесь главным инженером ОАО «АВТОВАЗ» — предприятия, которое производит автомобили. Однако дороги нашего города совсем не соответствуют его статусу.

- Вы абсолютно правы. Тольятти — автомобильная столица России. Но нынешняя сеть дорог и автостоянок в городе безнадежно устарела, она не соответствует этому званию, особенно в Центральном и Комсомольском р-нах. Только за последние 8 лет число автомобилей на улицах города увеличилось в 2,7 раза, а площадь дорожного покрытия и развязок осталась практически прежней, такой, как запланировали 40 лет назад. А качество дорожного покрытия ниже всякой критики.

- Каким образом можно решить эту проблему?

- Вместо ямочного ремонта необходимо внедрять современные эмульсионные технологии и установить жесткий контроль за качеством работы подрядных организаций, осуществляющих ремонт дорожного полотна в городе. Именно так сейчас делает Министерство автомобильных дорог Самарской обл., и мы видим, что Московское шоссе в Самаре стало совсем иным.

Для решения проблемы пробок на пересечении основных магистралей необходимо строить многоуровневые развязки. Да, это дорого, но другого пути нет. Вместо стихийных стоянок городу необходимы подземные и многоэтажные парковки.

- По экспертным оценкам, оборот рынка коммунальных услуг в Тольятти составляет 4,5 млрд. р. в год. Эффективно ли используются здесь средства?

- Этого не знает никто. Сегодня эти деньги собирают с каждой семьи, а потом они незаметно растекаются, растворяются между конторами. Необходимо сделать систему понятной, прозрачной для общественного контроля. Эти деньги должны обеспечивать комфортное проживание граждан в своих квартирах, а не оседать на счетах частных управляющих компаний, создаваемых нередко под «своих» людей.

Другое направление работы -внедрение современных технологий в систему ЖКХ. Хватит закапывать деньги в асфальт, каждые три года меняя стальные трубы. Давно пора перейти на трубы из композита, их производят и у нас, в Тольятти, и в Сызрани и служат они в десять раз дольше. Хватит навешивать на старые сети все новые и новые объекты. Нужны квартальные и домовые мини-котельные, тогда не придется греть улицы и мерзнуть в домах.

- Как, по-вашему, должны выстраиваться отношения между властью и бизнесом?

- Экономика может развиваться только в условиях партнерства, а не противостояния бизнеса и власти. Как показывает практика, крупный бизнес в состоянии сам защитить себя от чиновничьего рэкета. Поэтому необходимо помочь прежде всего малому и среднему бизнесу. Так, предприниматели города должны иметь гарантии, что у городской администрации нет «особых» отношений ни с кем в отдельности.

Время, когда бизнес делался на близости к власти, уходит. Власть должна служить не каким-то узким группам и группкам, а представлять и защищать общие интересы всех горожан.

Людей, желающих заняться бизнесом, нужно не гонять из конторы в контору в поисках справок, а учить, обеспечивать их необходимой информацией о наличии производственных площадей, помогать им в создании инфраструктуры и коммуникаций при реализации ими инвестиционных проектов.

- В последнее время стало модно говорить о социальной ответственности бизнеса.

- Это плата обеспеченных людей за право жить в цивилизованном обществе. Поэтому мы намерены создать систему раскрепления территорий города, сфер его жизнедеятельности между предприятиями и бизнес-структурами, с тем чтобы они могли внести свою лепту в решение этой общей задачи.

Задача будущего мэра в том, чтобы в рамках этой системы не потерялся ни один рубль, чтобы предприятия, несущие социальную нагрузку, получали режим наибольшего административного благоприятствования при решении всех вопросов.