Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (221) | 18 февраля 2008г.
 

На волю с деньгами

Тольятти поставлен перед необходимостью приватизации управляющих компаний

Татьяна Никонорова

На этой неделе представители мэрии г.Тольятти и Министерства строительства и ЖКХ Самарской обл. должны выработать стратегию по привлечению в Тольятти средств, предназначенных на капитальный ремонт жилых домов в рамках областной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов» на 2008-2010 годы». Как утверждает министр строительства и ЖКХ Павел ДОНСКОЙ (на фото), для того чтобы средства так или иначе поступили в город, в Тольятти должно быть приватизировано большинство управляющих компаний. Но о выгоде сделки можно будет говорить в том случае, если муниципалитет займет жесткую позицию по этому вопросу.

Необходимость приватизировать

До 5 февраля 2008 г. департамент городского хозяйства и экологии мэрии городского округа Тольятти совместно с МП «Департамент ЖКХ» должен был сформировать заявку в правительство Самарской обл. для получения финансовой поддержки на капитальный ремонт в 2008 г. Эта поддержка осуществляется за счет Фонда содействия реформированию ЖКХ. В настоящее время ведется работа по отбору многоквартирных домов, которые будут включены в заявку. Областная адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов на 2008-2010 годы» утверждена постановлением правительства Самарской обл. №263 от 14 декабря 2007 г. В план капитального ремонта жилых домов согласно программе правительства, утвержденной в 2007 г., включено 50 домов на территории Тольятти. Однако сейчас работа по формированию заявки приостановлена, поскольку три четверти этих домов обслуживаются управляющими компаниями, на 100% принадлежащими муниципалитету, что не соответствует требованиям закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Соответствующие заявления делались на аппаратном совещании в мэрии г.Тольятти, проходившем 4 февраля. Руководитель департамента ЖКХ мэрии Тольятти Александр Шабунин отметил, что в настоящее время с Министерством строительства и ЖКХ Самарской обл. ведется работа по устранению этого несоответствия. Правда, каким образом в тольяттинском муниципалитете намерены устранять несоответствие с федеральным законом, Шабунин не уточнил. Министр строительства и ЖКХ прокомментировал сложившуюся ситуацию «Хронографу» таким образом: в законе «О фонде содействия реформированию ЖКХ» нет лазеек, которые бы позволяли муниципальным управляющим компаниям заниматься освоением средств, выделяемых на капитальный ремонт жилого фонда, соответственно, один из наиболее логичных выходов, который можно предложить муниципалитету, — приватизация УК.

Выгодно-невыгодно

Однако эксперты «Хронографа» склоняются к версии, что в данном случае приватизация не принесет выгоды в смысле привлечения средств в бюджет. И. о. первого вице-мэра Тольятти Владимир Иванов расценивает по-иному: «Речь не идет о привлечении средств в городской бюджет, речь идет о выполнении закона о реформировании ЖКХ и о том, чтобы жители Тольятти наконец увидели ремонт в своих домах». Впрочем, коммунальщики Тольятти придерживаются другой позиции. Так, например, председатель совета директоров ООО «ПЖРТ» Виктор Клевлин прокомментировал ситуацию следующим образом: «Если мы говорим о приватизации управляющих компаний, то в первую очередь мы должны говорить о привлечении денежных средств в городской бюджет, о том, чтобы сделать это с максимальной выгодой.

Напомним, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — это государственная корпорация, созданная в целях реализации Федерального закона РФ №185-ФЗ от 21 июля 2007 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Лимиты предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда рассчитываются для каждого субъекта РФ, но не могут быть более 8 млрд. р. и менее 500 млн. р. Для того чтобы фонд принял решение о предоставлении финансовой поддержки, субъекту Федерации и муниципальному образованию нужно выполнить ряд условий. Принятие адресной региональной программы по проведению капитального ремонта — одно из условий. В реестр объектов капитального ремонта, предусмотренных программой, включено 50 многоквартирных домов Тольятти. 20 из них — в Автозаводском р-не, 29 — в Центральном, 1 — в Комсомольском. Общие затраты средств областного бюджета на реализацию программных мероприятий оцениваются в размере 2661,56 млн., причем в этом году предполагается потратить 300 млн. р., в 2009 г. — 1140,3 млн. р., в2010 г. — 1221,26 млн. р.

Неучастие жителей

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ФЗ-185 относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, а также утепление и ремонт фасадов. Одним из условий предоставления лимита денежных средств из фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов является софинансирование муниципальным образованием и собственниками многоквартирных домов не менее 10% (5 — город, 5 — жители) от общей стоимости работ по капитальному ремонту объектов. Т.к. бюджетом Тольятти на 2008 г. предусмотрено 35 млн. р. для софинансирования областной программы, то городские власти рассчитывали на получение поддержки из областного бюджета в размере 300 млн.р. Однако средства на капитальный ремонт не будут выделены, если дом не определился со способом управления. Кроме того, общим решением собственников должно быть принято решение о софинансировании не менее 5% от общей стоимости работ по капитальному ремонту. По словам Александра Шабунина, помимо того что в настоящий момент не все УК соответствуют требованиям ФЗ-185, еще и наметился отказ жителей участвовать в софинансировании капитального ремонта. Впрочем, по словам Иванова, объемы софинансирования еще не определены, поскольку не разработана проектно-сметная документация на каждый дом, что, в свою очередь, невозможно без согласия жителей участвовать в софинансировании. На вопрос, не получается ли в таком случае замкнутый круг, Владимир Иванов ответил: «Замкнутого круга нет. Есть неучастие жителей».

Впрочем, нежелание тольяттинцев рублем участвовать в подобной акции вполне объяснимо. На протяжении достаточно долгого времени муниципалитет не мог сформировать земельные участки под теми домами, которые планировалось включить в программу капитального ремонта жилых домов. Теперь сам факт поступления в Тольятти денежных средств находится под вопросом из-за того, что УК находятся в собственности муниципалитета. Эксперты «Хронографа» отмечают, что намерение населения находится в прямо пропорциональной зависимости от того, насколько муниципалитету удастся выстроить отношения с министерством строительства.