Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (217) | 21 января 2008г.
 

Поставили точку

СМАРТС продал свой московский актив

Сергей Коптев

29 декабря 2007 г. ЗАО «СМАРТС» заключило сделку о продаже своей стопроцентной дочерней компании ООО «Инфо-Ком». С помощью этой фирмы акционеры СМАРТС собирались вывести свою компанию на рынок Москвы и Московской обл. Это позволило бы СМАРТСу существенно поднять статус и расширить свой бизнес. Продажа СМАРТСом своего московского актива является заключительным этапом в борьбе за московский рынок, которую региональный оператор проиграл.

Москва — крупный рынок сотовой связи. Иметь его в числе своих лицензионных зон очень выгодно с точки зрения позиционирования компании на рынке и расширения своего бизнеса. Руководство СМАРТСа давно пыталось вывести свою компанию на федеральный уровень, и для воплощения своих идей в жизнь возможности, определенно, были. Интересы регионального сотового оператора лоббировал губернатор Самарской обл. Константин Титов (сын экс-губернатора Самарской обл. Алексей Титов является акционером СМАРТСа и владеет 5,9% акций). Видимо, ощущая поддержку губернатора, основной владелец СМАРТСа Геннадий Кирюшин (на фото) занялся продвижением своей компании на федеральный уровень. Однако губернатор Самарской обл. постепенно потерял возможность влиять на масштабные вопросы. Влиятельные федеральные политики занимались продвижением компаний, входящих в большую тройку (МТС, Мегафон и Вымпелком), а перед СМАРТСом и другими региональными операторами возникали новые препятствия для выхода на московский рынок. Более того, СМАРТСу стало сложно развивать свой бизнес и в родном регионе. Компании из большой тройки благодаря тому, что лоббированием их интересов занимаются политические силы высшего звена, легко вошли на рынок Самарского региона, создав для СМАРТСа серьезную конкуренцию. Стоит отметить, что качество связи крупных операторов на момент появления значительно уступало региональному провайдеру. Сейчас стоит обратить внимание, что ситуация в плане качества поменялась в точности до наоборот.

СМАРТС планировал выйти на московский рынок достаточно давно. С помощью своей дочерней компании ООО «Трафик» региональный оператор в 2002 г. купил 60% акций фирмы «Трафик», подавшей в конце 2001 г. заявку на работу в Москве и Московской обл. Основной владелец СМАРТСа Геннадий Кирюшин надеялся, что «Трафик» уже в 2002 г. получит разрешение на работу в стандарте GSM-1800, но история затянулась до конца 2003 г., когда ФГУП «Главный радиочастотный центр» отказал региональному оператору в получении лицензии GSM-1800 в Москве. Главной причиной называлось отсутствие свободных частот. О своих планах СМАРТС объявил в конце лета 2002 г., когда МТС заявила о прекращении переговоров с акционерами СМАРТСа о покупке регионального оператора. Стоит отметить, что к моменту покупки СМАРТСом «Трафика» отказ в выделении частот в диапазоне 1800 МГц в Москве и Московской обл. от ФГУП «Главный радиочастотный центр» был уже получен. СМАРТС сделал попытку опротестовать отказ, но из этого ничего не получилось. В силу своих неудач руководство СМАРТСа было вынуждено поменять свою политику и ограничиться Поволжьем, Южным и Центральным федеральным округами. Это был серьезный удар по имиджу и финансовому багажу СМАРТСа. Кроме того, длительный период безрезультатной борьбы обострил внимание потребителя к компании, что сделало поражение болезненнее. Итогом попыток продвижения на рынок Москвы и Московской обл. стала продажа «Трафика». Это произошло в начале января 2004 г.

У СМАРТСа всегда были натянутые отношения с представителями Минсвязи, с помощью которых операторы получают лицензии. Региональный оператор постоянно сталкивался с задержками оформления разрешений на использование радиочастот. Например, заявка компании на получение частот для 39 станций GSM-1800 была направлена в Государственный радиочастотный центр 9 декабря 2003 г., положительное заключение центра было получено 27 октября 2004 г, а разрешение было выдано в марте 2005 г. Общий период оформления разрешения составил 15 месяцев, а это значительно превышает установленный законом срок.

Окончательная точка в попытках СМАРТСа выйти на рынок Москвы и Московской обл. была поставлена 29 декабря 2007 г. В этот день СМАРТС вышел из уставного капитала ООО «Инфо-Ком». Инфо-Ком являлся стопроцентной «дочкой» СМАРТСа, созданной с целью выхода на рынок Московского региона. Но из-за случившегося провала акционеры СМАРТСа в рамках программы по освобождению от непрофильных активов на внеочередном общем собрании акционеров компании 27 октября 2005 г. приняли решение продать 100% акций «Инфо-Ком». Тема создания и функционирования московской «дочки» скрыта до такой степени, что некоторые представители компании СМАРТС не знают о подробностях функционирования «Инфо-Ком».

Известно, что свою основную деятельность «Инфо-Ком» ведет в области телефонной связи. Помимо этого, компания занимается монтажом зданий и сооружений из сборных конструкций, оптовой торговлей производственным электрическим и электронным оборудованием, включая оборудование электросвязи. Кроме того, она ведет деятельность в области создания и использования баз данных и информационных ресурсов. Поэтому продажа этой компании означает, что СМАРТС отказался от возобновления борьбы за рынок Москвы и Московской обл., без которого выйти на федеральный уровень невозможно.