Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №48 (213) | 17 декабря 2007г.
 

Предпродажная проверка

Хозяева ООО «Ректол» присматриваются к новому виду бизнеса

Антон Здобнов

В конце ноября областная Госинспекция по охране труда провела проверки в ряде рекламных агентств города. Ранее деятельность некоторых из них проверяла и налоговая служба. По мнению участников рынка, за активностью правоохранителей просматривается интерес к тольяттинскому рекламному бизнесу со стороны крупных игроков из Москвы и Санкт-Петербурга. Как отмечают наблюдатели, в свете весьма сомнительных перспектив Хетага ТАГАЕВА на посту главы Департамента предпринимательства и потребительского рынка «Ректол» вполне может быть продан одной из столичных компаний.

На сегодняшний день «Ректол» является крупнейшей рекламной компанией города. По разным оценкам, доля «Ректола» на рынке Тольятти составляет от 60 до 80%. Большинство участников рынка, опрошенных «Хронографом», в качестве главной причины такого положения вещей называют протекционизм, оказываемый компании Тагаевым.

Учредителем компании является бизнесмен Александр Котляр, связанный с чиновником мэрии давними отношениями. В 2000 г. после прихода в мэрию Тагаев официально вышел из бизнес-проектов, и именно Котляру, а также владельцу сети спортивных магазинов «Ронто-Спорт» и «Чемпион» (входят в ООО ТК «РОНТО», аффилированное с «Ректолом») Рашиту Сагдиеву отошел принадлежавший Хетагу Тазаретовичу пакет акций тольяттинского ЗАО «Волга» (оптовая торговля, расположен на территории тольяттинского речпорта). С момента прихода Тагаева на должность в мэрию бизнес Котляра явно пошел в гору. У конкурентов дела обстоят значительно хуже как с прибылью, так и с надзорными инстанциями.

Примечательно, что не кто иной, как Тагаев покровительствовал «Ректолу» в длительном противостоянии с ГАИ, усмотревшей ряд нарушений ГОСТа при установке и эксплуатации рекламных щитов (см. «Хронограф» №1 (166) от 15.01.07). Руководители «Ректола» были инициаторами судебного противостояния с ТГД, обжаловав решение народных избранников о повышении налогового коэффициента на рекламу (К2) с 0,2 до 0,5. Суд принял сторону предпринимателей (см. «Хронограф» №19 (184) от 21.05.07), и осенью с. г. ТГД отменила это решение.

Интересна и история конфликта рекламного агентства и УФАС по Ульяновской обл. ФАС возбудила дело в отношении «Ректола» по факту распространения недобросовестной рекламы в Димитровграде, когда на биллборде рекламировалась водка «Славянская» под видом воды с аналогичным названием (см. «Хронограф» №6 (125) от 27.02.06). В Тольятти этот трюк не вызвал особого интереса у правоохранителей.

И вдруг проверяющие службы направили свой взор на деятельность «Ректола». Может ли сей факт означать начало зачистки рынка под заход столичных компаний, участники рынка пояснить затрудняются, однако такой вариант не исключают. Однако сходятся во мнении, что в случае ухода Тагаева со своей нынешней должности «Ректолу» будет непросто удержать доминирующее положение. Как заявил «Хронографу» на условиях анонимности один из предпринимателей, «если Тагаева уберут из мэрии, «Ректолу» вряд ли удастся удержать такое количество щитов». «Приход москвичей вполне возможен, хотя проверки не показались мне агрессивными», — резюмировал собеседник «Хронографа».

Косвенным свидетельством возможных перемен на рекламном рынке города может быть и тот факт, что Александр Котляр обратился к иным сферам коммерческой деятельности и, похоже, в ближайшее время намерен несколько переориентировать свои бизнес-интересы.

Не так давно он стал совладельцем скандально известного комбината «Парус» (бывший рыбзавод «Садко»). Кроме того, контролируемое Котляром ООО «Карат» входит в состав учредителей ЗАО Компания «ЦЕПТ» (Центр природоохранных технологий). По информации «Хронографа», хозяева ЦЕПТа намерены лоббировать проект строительства в Тольятти завода по переработке твердых бытовых отходов. Такая смена приоритетов владельца «Ректола» теоретически может означать, что его рекламный бизнес готовится к продаже. Не исключено, что на фоне грядущих перемен в городской администрации Котляр предпочтет «скинуть» рекламный бизнес, освободив площади под заход одной из федеральных компаний, которые в последнее время пользуются серьезными лоббистскими рычагами как на региональном уровне, так и в Тольятти. Получить комментарии руководителей «Ректола» Хронографу не удалось.

Какова перспектива передела тольяттинского рекламного рынка и поглощения «Ректола» крупным федеральным игроком, на сегодняшний день неясно. Существует мнение, что через «Ректол» оказывается давление на самого Тагаева как едва ли не последнего члена «команды Уткина», заявляющего о своих политических амбициях.

Новый повод говорить об атаке на Тагаева дало странное убийство сотрудника «Ронто-Спорт» Григория Цепенева (см. «Хронограф» №38 (203) от 22.10.07). 16 октября Цепенев, работавший в магазине простым менеджером, был расстрелян киллером на стоянке у дверей магазина. Основная версия убийства менеджера «Ронто-Спорт» не связана с его профессиональной деятельностью, однако произошедшее было интерпретировано многими городскими СМИ как своеобразный мэсседж Александру Котляру и Хетагу Тагаеву. Версия о «предупреждении» также отрабатывалась правоохранительными органами.