Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (114) | 2 декабря 2005г.
 

Кто закрыл, тот и открыл

Кремль нашел отмычку к АВТОВАЗу

Георгий Кизельгур

21 ноября в Москве нынешний совет директоров согласовал список кандидатур в новый совет директоров ОАО «АВТОВАЗ», который будет предложен для утверждения 22 декабря собранию акционеров. 7 из 12 будущих членов совета директоров являются прямыми представителями государственных структур. Не исключено, что смена собственника на главном предприятии Тольятти отразится не только на нем самом, но и на функционировании городских властей.

Как отмечает источник «Хронографа», знакомый с ситуацией, заседание проходило без каких-либо обсуждений: «Встает представитель ЗАО ЦО «АФК», предлагает кандидатуру от своего пакета акций. Принимают. Встает представитель ОАО AVVA, предлагает своих. Тоже принимают. ВЭБ, ВТБ и так далее. Никаких дискуссий. Все прошло очень четко».

Из вазовцев от прежнего состава в новый совет директоров войдут только двое: председатель профкома Николай Карагин и председатель производственного совета Анатолий Мельников. Обоих принято считать предстателями трудового коллектива в совете директоров. Сохранит свое место президент компании AG Capital Альберт Гавриков. Все остальные — новые. Причем только двух из трех претендентов от ОАО «Внешторгбанк» (ВТБ) сценаристы процесса смены собственников на ОАО «АВТОВАЗ» предпочитают держать в тени. Назван был лишь старший вице-президент ВТБ Василий Титов.

Между тем, ряд источников «Хронографа» отмечают, что передача прав собственности крупнейшего автозавода страны не будет сопровождаться нецивилизованными действиями и что потенциальные хозяева уже готовы предоставить около $700 млн. за 42% акций АВТОВАЗа, находившиеся под контролем AVVA и АФК.

Осуществлять эту сделку, скорее всего, будет доверено только ВТБ. И в этом нет ничего удивительного: ВТБ является преемником государственного Внешэкономбанка СССР (ВЭБ), контролирующего 8,3% АВТОВАЗа. Тем более что практически все программы многомиллиардных заимствований шли тоже через ВТБ.

В конце декабря 1999 г. распоряжением председателя правительства РФ Владимира Путина членами совета директоров ВЭБ были назначены Эркин Норов и Василий Титов. Причем и тот и другой до этого успели тесно поработать с АВТОВАЗом. Титов с 1993 по 1998 г.. — в AVVA. Норов – с 1992 по 1998 г.. на АВТОВАЗе в должностях: заместитель председателя правления, директор по маркетингу и торговле, генеральный директор департамента, вице-президент — директор представительства АВТОВАЗа в Москве. Обоих наблюдатели связывают с деятельностью одиозного олигарха Бориса Березовского. Причем Норова больше, чем Титова. Возможно, потому, что знакомство с Березовским у него могло завязаться еще в МГУ, на кафедре экономической кибернетики, а затем в Центральном экономико-математическом институте РАН.

Надежной защитой основных собственников ОАО «АВТОВАЗ» от поглощения извне стала схема перекрестного акционирования разработанная именно людьми из окружения Березовского. Многие посвященные люди только сейчас начинают признавать, что создание в 1993 г. АООТ «Автомобильный всероссийский альянс» (ныне AVVA) осуществлялось не для реализации проекта «народный автомобиль», а для запутывания корпоративных корней. Не исключено, что распутывать клубок перекрестных взаимовладений АВТОВАЗа Кремль поручил тому, кто знал к нему ключ. Подобным приемом, но уже с использованием Альфреда Коха, Кремль начал в конце 2000 г. процесс

передела собственности .

С 2002 г. и до сих пор и Норов, и Титов — члены правления ВТБ. Однако Титова в отличие от Норова уже внесли в список претендентов в новый совет директоров АВТОВАЗа. Существуют предположение, что сегодняшний вице-президент по маркетингу и сбыту ОАО «АВТОВАЗ» (АВБ) Владимир Кучай вошел в список претендентов в новый совет не без инициативы Норова. Дело в том, что летом ОАО «АВТОВАЗБАНК», получив самостоятельность от Группы «ГЛОБЭКС» (на 93% его акций находились на тот момент во владении ВЭБ), как и прежде, обрело на посту председателя совета директоров Владимира Кучая. Возможно, это была уступка Норову со стороны сценаристов смены собственников на АВТОВАЗе. Тем более, что, по не получившей официального подтверждения информации, при выходе АВБ из ГЛОБЭКСа Алексей Николаев и Николай Ляченков собственными средствами помогли некоторым акционерам АВБ. Стоит отметить, что в свое время Норов очень тесно работал по ряду вопросов не только с Николаем Ляченковым, но и с его сыном Игорем.

В число оставшихся семи новых членов директоров ОАО «АВТОВАЗ», по информации «Ведомостей», войдут: заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) Владимир Артяков, руководитель одного из департаментом РОЭ Игорь Есиповский, директор Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, выходец из РОЭ и бывший сослуживец генерального директора РОЭ Сергея Чемизова Максим Нагайцев, вице-президент по маркетингу AVVA Дмитрий Разоренов. По информации экспертов «Хронографа» — президент ВЭБ Николай Косов и назначенный с 23 ноября старшим вице-президентом ВТБ Василий Кирпичников (оба ранее уже представляли в совете директоров АВТОВАЗа интересы ВТБ).