Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (133) | 21 ноября 2005г.
 

Довгань – Кох:

Имидж – ничто, имя – все

Егор Кошеров

Владимир ДОВГАНЬ в ноябре начал очередной тур по городам России с семинарами. Распространение целительных методик путем сетевого маркетинга стало новым и пока последним бизнесом Довгоня, тольяттинца, создавшего из своего имени бренд федерального масштаба. Экс-глава Госкомимущества РФ Альфред КОХ стал еще одним бывшим тольяттинцем, имя которого для российского бизнеса приобрело нарицательный характер. Эпопея с залоговыми аукционами и прочие дела связанные с приватизацией госимущества сделали его наравне с Анатолием ЧУБАЙСОМ главным российским приватизатором. Сегодня Кох уже совсем не публичный человек, а госструктуры все активнее поглощают приватизированное при нем имущество.

На первый взгляд двух бывших тольяттинцев Владимира ДОВГАНЯ и Альфреда КОХА связывает разве лишь то, что они оба в свое время жили в Тольятти. Однако и Довгань, и Кох были в авангарде преобразований российской экономики. Оба работали и мыслили в масштабах страны. Но более всего их объединяет колоссальная популярность, которой им удалось добиться в результате своей деятельности. Их имена олицетворяют целые направления российской экономики. Довгань – это франчайзинг и сетевой бизнес. Кох – приватизация и все, что с ней связано.

Факты

Владимир Довгань и Альфред Кох достойны называться реформаторами российской экономики. Но если Кох участвовал в этом как чиновник правительства РФ, то Довгань — как предприниматель.

Для Коха тольяттинский период жизни закончился в конце 70-х — начале 80-х г.., практически после поступления в Ленинградский финансово-экономический институт. В то время на кафедре, где он учился, работал Анатолий Чубайс. После окончания института Чубайс предложил Коху перейти к нему в аспирантуру и стал его личным руководителем. До марта 1990 г. в должности ассистента кафедры занимался научной деятельностью. Его дальнейший карьерный рост неразрывно был связан с Чубайсом...

Трудовой путь Довганя начался с 17 лет с тренерской работы. Учеба в ТолПИ на факультете «Технология машиностроения». Академика Арона Резникова он считал своим учителем. Окончив третий курс политеха, Довгань пошел работать мастером на АВТОВАЗ, продолжая учиться на вечернем отделении факультета. Но на заводе он долго не задержался. Возможности зарождающегося кооперативного движения его увлекли сильнее. Первым его бизнес-проектом стала брошюрка-пособие по восточным единоборствам. Она разошлась огромными тиражами и дала его дальнейшим проектам финансовую подпитку. Свое

производство Довгань начал с оборудования для изготовления чипсов, которому в 1990 г. аналогов не было. Вслед за первой в России линией для производства чипсов Довгань со своей командой разработал оборудование для производства пиццы, затем — для небольших хлебопекарен. Пытался освоить производство спиртзаводов, но потерпел неудачу. Параллельно под его авторством в 1992 г. издается первая в России научная работа по франчайзингу. За два года в России и странах СНГ появились сотни цехов по производству чипсов, более тысячи пиццерий, две с половиной тысячи хлебопекарен. Бренды «Дока Пицца» и «Дока Хлеб» становятся первыми франчайзинговыми проектами в России. Практически во всех своих начинаниях Довгань опирался на западные модели бизнеса. Бизнес-формула: идея – деньги – товар для него была наиболее приемлемой. Он одним из первых в стране для продвижения своего бизнеса начал использовать огромный потенциал рекламы. Однако реалии российской экономики начала 90-х показали, что бизнес, основанный на производстве, по определению убыточен...

Мифы

Очевидцы, которым выпала честь общаться с Владимиром Довганем и Альфредом Кохом, отмечают в их характере наличие ярко выраженного эгоцентризма, самовлюбленности. Возможно, этим объясняются некоторые присущие только им поступки...

Существует миф, что Довганю удаются «подвиги» в духе небезызвестного Владимира Кашпировского. Так называемый идейный вдохновитель института эффективного оздоровления, Владимир Довгань делает на своих семинарах людей абсолютно здоровыми. Но по непонятным причинам ни разу в план его туров не входил Тольятти. Одно из двух. Здесь либо все абсолютно здоровы, либо тольяттинцы слишком хорошо помнят Довганя совсем в другом образе. Между тем «популярность и эффективность семинаров такова, что стоимость его частных уроков

доходит до миллиона долларов!» - говорится на его официальном сайте...

Существует миф, что назначение Коха на должность руководителя предвыборного штаба СПС было смоделировано Кремлем именно для того, чтобы новый образ потопил правых на выборах в Госдуму в 2003 г. Словно по иронии судьбы, при президенте РФ Владимире Путине именно Альфред Кох на примере НТВ стал исполнителем первого процесса перехода крупного олигархического бизнеса под контроль Кремля...

Прогнозы

Учитывая тот размах, с которым нынешние влиятельные государственные деятели начинают осуществлять поглощение всего крупного бизнеса России, уход Альфреда Коха в тень — достаточно логичный ход...

Не исключено, что в обозримом будущем Альфред Кох будет продолжать совместный с Борисом Йорданом бизнес, не пытаясь привлекать к своей персоне излишнее внимание...

Владимир Догань же, как всегда, поставил перед собой очередные «стахановские планы». На сайте его компании говорится: «Владимир Довгань объявил войну болезням и невежеству во всем мире. Перед своими учениками он поставил цель до 2015 г. оздоровить 50 млн. человек»...

Полную версию читайте в бумажном варианте "Хронографа"

Комментарии

Альфред Кох, из книги «Приватизация по-российски», изд. «Вагриус», 1999 г.:

- Дума поступила хитро. Задание по приватизации утвердила, но тут же записала в закон о бюджете: продавать акции нефтяных компаний нельзя… Мы долго обсуждали схему залогов. Идея была проста: государство передает банкам на конкурсных началах во временной управление контрольные пакеты акций нефтяных компаний. Банки предоставляют правительству кредит. По истечении определенного срока либо правительство возвращает кредит, либо акции становятся собственностью банков.

Владимир Довгань, из интервью телекомпании г. Благовещенска «Альфа Канал», эфир от 31.05.05.:

- Я разорялся три раза. Первый раз разорился, когда рухнуло машиностроение. Нам объяснили, что это была реформа. Тогда я остался должен несколько сотен тысяч долларов. Я стиснул зубы и начал работать дальше. Сделал еще одну попытку и заработал кучу денег. В 1998 г., когда был дефолт, я разорился и остался должен уже $20 млн. Кредиторы разрывали на куски, г.озились убить. То есть предприниматель – это человек, который падает, встает и идет дальше. Другого пути успеха нет.