Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (151) | 9 октября 2006г.
 

Чемезов стал вазовцем

Глава Рособоронэкспорта усилил совет директоров АВТОВАЗа

Павел Соколов

5 октября внеочередное собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ» одобрило передачу функций единого исполнительного органа предприятия в ООО «Корпоративный центр АВТОВАЗ». Таким образом, после подписания договора о передаче полномочий эта стопроцентная «дочка» АВТОВАЗа станет полноценной управляющей компанией. Подобная форма управления широко распространена в мировой практике. Эксперты считают, что попытка АВТОВАЗа внедрить у себя наиболее передовые формы управления бизнесом положительно отразится на развитии компании. Другим не менее знаковым решением стало вхождение в совет директоров АВТОВАЗа генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергея ЧЕМЕЗОВА (на фото). Учитывая высокий уровень его влиятельности, можно отметить, что вокруг АВТОВАЗа уже в ближайшее время начнет формироваться каскад позитивных для предприятия решений.

Старый вопрос

Решение ОАО «АВТОВАЗ» о передаче функций единого исполнительного органа (генерального директора) управляющей компании соответствует общемировой практике управления крупным многодивизиональным бизнесом. Группа АВТОВАЗ, базовым активом которой является Волжский автозавод, представляет собой сложный комплекс предприятий по производству автомобилей, комплектующих для их производства, промышленного оборудования, предприятий сервисно-сбытовой сети, а также компаний, предоставляющих коммунальные, финансовые, транспортные и другие услуги. Руководство таким сложным комплексом в современных условиях требует новых подходов к организации управленческих процессов. Нельзя однозначно утверждать, что решения о корпоративных преобразованиях начали готовиться на АВТОВАЗе лишь после его прихода под управление менеджеров ФГУП «Рособоронэкспорт». Процесс преобразования АВТОВАЗа в группу компаний был начат еще прежней командой менеджеров. Так, например, еще в мае 2005 г. на АВТОВАЗе был подготовлен проект приказа «Об изменении производственно-хозяйственной структуры ОАО «АВТОВАЗ». Для проработки отдельных положений данного документа и подготовки его к подписанию на заводе была сформирована рабочая группа. В ходе работы по реформированию предполагалось вывести в самостоятельные бизнес-единицы научно-технический центр, производство пресс-форм и штампов, опытно-промышленное производство, производство пластмассовых изделий, инструментальное производство, производство технологического оборудования и др. Также планировалось наделить самостоятельностью подразделения непромышленной сферы: комбинат общественного питания, центр социальных программ, объединение соцкультбыта, объединение дошкольных образовательных учреждений, технический музей, медслужбу и т.д. (см. «Хронограф» №15 (87) от 10.05.05).

Новая группа управленцев АВТОВАЗа перевела на новый уровень процесс преобразования корпорации. Данный факт свидетельствует о том, что в этих решениях нет ничего спонтанного. Тем более что современный автопром уже давно выстраивает систему управления бизнесом по совершенно отличным от АВТОВАЗа конфигурациям. Причем примером здесь могут служить как зарубежные компании, так и российские. Впервые так называемые дивизиональные (от английского слова division — отделение, подразделение компании) структуры появились в конце 20-х гг. прошлого века на предприятиях General Motors. Наибольшее распространение они получили в 60-70-е гг. К середине 80-х в США к дивизиональным структурам перешли 80% всех диверсифицированных и специализированных компаний, в том числе из 500 крупнейших — 95%. Столь бурная реструктуризация была вызвана резким увеличением размеров компаний, усложнением технологических процессов и расширением географии деятельности. Об этом же свидетельствует опыт реструктуризации отечественных промышленных предприятий. Он пока не столь велик, но весьма поучителен. По такой системе работают крупнейшие российские автопроизводители ОАО «РусПромАвто» (контролирует ОАО «ГАЗ»), ОАО «Северсталь-Авто» (контролирует ОАО «УАЗ»), ОАО «КАМАЗ».

Новая структура

После одобрения собранием акционеров передачи полномочий управления АВТОВАЗом управляющей компании ООО «Корпоративный центр АВТОВАЗ» в ближайшее время предстоит подписать договор о передаче функций и назначить руководителя. С этого момента управляющей компании перейдет вся полнота власти и ответственности по принимаемым решениям.

«Что касается ее руководства, то этот вопрос решится в течение текущего месяца. Эдуард Зернин в Корпоративном центре АВТОВАЗ выполняет сейчас роль технического директора. Однозначно, руководителем управляющей компании будет другой человек. Эдуард Петрович, занимая на АВТОВАЗе должность директора по корпоративному управлению, курировал создание этой компании, ее регистрацию, постановку на учет. Он эту техническую функцию выполнил», — пояснил «Хронографу» пресс-секретарь председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Иван Скрыльник. Он также не исключает, что потребуется некоторое время для того, чтобы сформировать структуру этой управляющей компании.

Центр принятия решений будет располагаться в Москве, поскольку многие вопросы стратегии и развития крупной корпорации, в составе которой находятся предприятия автомобильной отрасли, необходимо решать на федеральном уровне. Тем не менее оперативное управление будет обеспечиваться непосредственно на местах. В случае с ОАО «АВТОВАЗ» это Тольятти, ОАО «ДААЗ» — Димитровград, ОАО «СААЗ» — Скопино и так далее. «Центр прибыли ОАО «АВТОВАЗ» и консолидация финансовых потоков останутся в Тольятти. Адресаты текущих налоговых платежей не меняются. Таким образом, мнение, что с введением управляющей компании потеряют бюджеты Тольятти и Самарской области, необоснованно», — отмечают в пресс-центре ОАО «АВТОВАЗ».

В течение текущего года у наблюдателей сформировалось устойчивое мнение, что Тольятти и Самарский регион потеряют в значимости из-за того, что стратегические решения будут приниматься в Москве. «Это не отражает реального положения дел, — отмечает источник «Хронографа» на АВТОВАЗе. — Поскольку роль Волжского автозавода остается главенствующей как ключевого предприятия; основным продуктом, производимым корпорацией, является автомобиль, и основные усилия будут сосредоточены именно на развитии этого направления; и, конечно же, вся социальная сфера остается в Тольятти и намерений уменьшить социальные льготы работникам предприятия, равно как и проводить массовые сокращения, нет». Особо следует отметить аспект безопасности принятия стратегических решений. По мнению экспертов, теперь процесс принятия решений будет освобожден от возможного влияния таких внешних факторов, как криминал и коррупция.

Новый человек

Официальный АВТОВАЗ отмечает, что распределением прибыли, так же, как и ранее, будет заниматься совет директоров ОАО «АВТОВАЗ». Стоит отметить, что совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» также подвергся некоторому реформированию. В нем появилась должность заместителя председателя совета директоров. Раньше ее не было. «Должность заместителя председателя совета директоров была введена с целью совершенствования деятельности совета директоров. Это позволит повысить оперативность принятия решений, в случае если председатель совета директоров по тем или иным причинам не сможет присутствовать на заседании. Хочу отметить, что при совете директоров АВТОВАЗа созданы теперь еще и соответствующие комитеты. Раньше их тоже не было. Они также были созданы в рамках совершенствования работы совета директоров», — прокомментировал «Хронографу» ситуацию Иван Скрыльник.

Таким образом, при совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» теперь имеются профильные комитеты по бюджетной политике, производственно-технической политике, ресурсам и материально-техническому обеспечению, энергетике и аудиту. Все эти нововведения были утверждены 5 октября на первом заседании нового совета директоров, состоявшемся сразу по окончании внеочередного собрания акционеров. Причем в тот же день решением внеочередного собрания акционеров совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» был существенно усилен новым участником — генеральным директором ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергеем Чемезовым. «Вхождение Сергея Викторовича Чемезова в совет директоров АВТОВАЗа — это очень позитивный факт. Он является одним из сильнейших топ-менеджеров России, известен в том числе на международной арене. Также Сергей Викторович обладает высочайшим административным ресурсом, поскольку он является в том числе еще и государственным деятелем высокого уровня», — отметил Скрыльник. В пресс-службе ФГУП «Рособоронэкспорт» прокомментировали «Хронографу» это так: «Избрание С.В. Чемезова в совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» обусловлено промышленной политикой Рособоронэкспорта, которая направлена на восстановление кооперационных связей предприятий ОПК с гражданским сектором промышленности. Деятельность Рособоронэкспорта мотивирована строго государственными интересами. В этой связи управленческий опыт, профессиональное мастерство, авторитет и влияние Чемезова способны принести реальную пользу для консолидации различных отраслей машиностроения, формирования их современного рыночного облика». В настоящее время ФГУП «Рособоронэкспорт» в своей практической деятельности сотрудничает более чем с 700 крупными российскими предприятиями и организациями оборонной промышленности, расположенными в 56 регионах страны. Появление Чемезова в совете директоров АВТОВАЗа не сопровождалось какими-то сенсационными кадровыми решениями. Не случилось ни новых отставок, ни назначений. Его заместитель по Рособоронэкспорту Владимир Артяков сохранил пост председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». Максим Нагайцев продолжил оставаться и.о. генерального директора ОАО «АВТОВАЗ». На своем месте остался и Зернин. Это дает основания полагать, что введение Чемезова в состав совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» имеет, скорее всего, другие более масштабные цели. Имея высокопозитивную репутацию влиятельного государственного деятеля, Сергею Чемезову не имеет смысла входить в проекты, которые могли бы негативно сказаться на ней. В связи с чем наблюдатели склонны считать, что это очень позитивный для АВТОВАЗа факт.

Справка:

Из биографии Сергея Чемезова

С 1980 г. работал в экспериментально-промышленном объединении «Луч», представительство которого возглавлял в ГДР с 1983 по 1988 гг. Затем на протяжении восьми лет был заместителем генерального директора внешнеторгового объединения «Совинтерспорт». В 1996-1999 гг. — начальник управления внешнеэкономических связей управления делами президента РФ. В 1999-2000 гг. — генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Промэкспорт». С ноября 2000 г. — первый заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт», с 28 апреля 2004 г. — генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт». Входит в состав комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Помимо ОАО «АВТОВАЗ», Сергей Чемезов входит в советы директоров ОАО «КАМАЗ» (г. Набережные Челны), ОАО «Казанский оптико-механический завод» (РеспубликаТатарстан), ОАО «Иркут» (г. Москва), ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» (г. Москва), ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» (г. Москва). Возглавляет совет директоров ОАО «ОПК «Оборонпром» (г. Москва) и с марта 2006 г. является руководителем бюро Российского союза машиностроителей, в котором консолидированы мощнейшие отечественные машиностроительные предприятия.