Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (254) | 20 октября 2008г.
 

Non-stop для автопрома

Игорь Сечин приехал на АВТОВАЗ спасать положение

Сейдамет Абреков

15 октября в заводоуправлении ОАО «АВТОВАЗ» заместитель председателя правительства РФ Игорь СЕЧИН (на фото) провел рабочее совещание. На нем обсуждалась нынешняя ситуация в автомобильной промышленности в условиях финансового кризиса. Как отмечают эксперты, кризис может напрямую повлиять на объемы производства и продаж автомобилей всех российских производителей. Что, возможно, приведет к серьезному снижению прибыли автозаводов. Однако государство через свои финансовые институты готово поддержать предприятия необходимыми кредитами.

Удар по реальному сектору

В совещании участвовали представители федеральных министерств, крупных автопроизводителей, банков и металлургических заводов. Кроме того, Игорь Сечин, а также губернатор Самарской обл. Владимир Артяков, президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин и генеральный директор госкорпорации «Российские технологии», председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Чемезов присутствовали на ежегодной конференции дилеров Волжского автозавода. Возможно, конференция была специально приурочена к визиту Сечина. Стоит отметить, что подобные совещания Сечин накануне проводил еще в двух регионах, где работают крупные автомобильные предприятия, — в Елабуге и Нижнем Новгороде. Это говорит о том, что проблемы автопредприятий носят системный характер.

В данном случае мировой финансовый кризис лишил реальный сектор экономики кредитных ресурсов либо существенно усложнил их получение. Таким образом, производители оказались перед проблемой дефицита оборотных средств. В частности, сложившаяся годами схема расчетов АВТОВАЗа имела несколько графиков проплат. Упрощенно это выглядело следующим образом. Автозавод приобретал металл по предоплате. Кассового разрыва удавалось избегать, из-за того что большинство других поставщиков получало оплату с задержкой до 60 дней. Дилеры выкупали свои квоты по предоплате. График позволял ВАЗу обеспечивать как гашение текущей задолженности, так и выплату зарплаты. Следует понимать, что дилеры кредитовались для выкупа квот у местных банков. В качестве залога использовался оборотный капитал, точнее, еще не выпущенные автомобили. Координацией этой работы занимались финансовые службы АВТОВАЗа. Дилеры пополняли свои счета за счет продаж, в том числе в кредит. Остановка кредитования поставила под угрозу всю производственную цепочку.

Перепроцентовка

Сегодня АВТОВАЗ не может покупать металлопрокат по старой схеме. Т.е. по предоплате, которая доходила до 50%. Такая ситуация сформировалась после того, как автозавод потерял возможность пользоваться недорогими «длинными» кредитами. По информации «Хронографа», АВТОВАЗ использовал зарубежные источники. Использование кредитов с высокими процентными ставками для финансирования инвестиционной программы и текущей деятельности, скорее всего, приведет к снижению прибыли автопредприятия. Еще одним фактором, который повлияет на снижение прибыли, может стать повышение цены на металлопрокат.

Определенные проблемы кредитования текущей деятельности отразились уже в отчете ОАО «АВТОВАЗ» за II квартал т. г. Об этом говорит рост краткосрочных обязательств и просроченной задолженности. Снизить задолженность автозавод мог бы за счет продаж собственной продукции. Однако покупательная способность населения в ближайшие один-два года, скорее всего, будет падать. На это наложится увеличение ставок по кредитам, в том числе на покупку автомобилей. В условиях надвигающегося финансового кризиса рост ставок является одной из мер по наращиванию ликвидности банков (см. «Хронограф» №38 (253) от 13.10.08).

Эта ситуация напрямую коснулась вазовских дилеров. Как сообщают информированные источники, ноябрьские квоты дилерами до сих пор не выкуплены. Естественно, официальных подтверждений данной информации нет. В свою очередь банки вынуждены повышать ставки опять же из-за ограничения доступа к иностранным кредитам. По имеющимся сведениям, ранее банки могли брать кредиты под 6% годовых и кредитовать дилеров под 9%. Сейчас же речь может идти о 20-30% годовых по кредитам для дилеров и конечных покупателей. При этом тольяттинские дилеры оказываются привязаны к местным банкам, т. к. за пределами региона банки готовы выдавать кредиты только под залог недвижимости.

Кроме того, из-за повышения стоимости сырья, материалов и комплектующих, а также удорожания кредитных ресурсов для сохранения рентабельности весьма вероятно, что в начале 2009 г. АВТОВАЗ вынужден будет увеличить отпускную цену на свои автомобили.

Стоит отметить, что, по оценкам экспертов, на площадках АВТОВАЗа сейчас находится около 60 тыс. товарных автомобилей. Еще примерно столько же сосредоточено на площадках дилеров. Данное количество непроданных автомобилей нельзя считать критическим, скорее оно связано с влиянием сезонных факторов. Однако наложение сегодняшних проблем на сезонный кризис продаж может существенно усложнить ситуацию. Выходом будет, скорее всего, снижение объемов производства. Вероятно, АВТОВАЗ вынужден будет отказаться от работы в субботу и от ночных смен.

Также существует вероятность задержки выплаты заработной платы работникам. Эксперты соотносят данный прогноз с проблемами дилеров по выкупу квот. Однако не следует забывать, что выплата зарплаты осуществляется семью банками. ФОТ по авансу, выплаченному на прошлой неделе, распределяется следующим образом: ЗАО АКБ «Автомобильный банкирский дом» -20 млн.р., ЗАО КБ «ФИА-БАНК» -46 млн.р., ОАО ПК «АВТОВАЗБАНК» — 50 млн.р., ЗАО «ВТБ-24» — 70 млн.р., ПБ «Сбербанк РФ» — 40 млн.р., ЗАО АКБ «Тольяттихимбанк» — 60 млн.р., ЗАО КБ «Газбанк» — 80 млн.р. Таким образом, выдача зарплаты будет зависеть от того, как банки данного пула пройдут кризисную полосу.

Вариант решения

13 октября государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ВЭБ) опубликовала на своем веб-сайте критерии отбора заемщиков для рефинансирования иностранных кредитов, а также образец заявки и перечень необходимых документов. Документ был утвержден наблюдательным советом ВЭБа. Рефинансированию на утвержденных условиях подлежат кредитные сделки, при отказе от осуществления которых возникает угроза экономической безопасности РФ и может произойти утрата существенных активов заемщика, что повлечет за собой значительное сокращение объемов его операций на территории РФ и/или приведет к банкротству заемщика и как результат -полному прекращению операций и сокращению рабочих мест.

Чтобы заемщик мог претендовать на рефинансирование, текущее и прогнозное состояние его финансово-хозяйственной деятельности должно позволять сделать обоснованный вывод о его способности своевременно и в полном объеме исполнять предполагаемые обязательства по кредитной сделке перед ВЭБом, у него не должно быть просроченной задолженности по налогам и сборам перед бюджетами разных уровней.

Кредитная сделка осуществляется при условии софинансирования со стороны заемщика в размере не менее 25% от размера рефинансируемых обязательств перед иностранным финансовым институтом, в том числе за счет средств акционеров заемщика и/или иных кредиторов. Размер рефинансируемых обязательств должен превышать $100 млн., не должен превышать $2,5 млрд. По сведениям, имеющимся у «Хронографа», АВТОВАЗ сможет воспользоваться предложением ВЭБа.

Справка:

Структура долга ОАО «АВТОВАЗ» (по данным отчета за II кв. 2008 г.)

Общая кредиторская задолженность....66,5 млрд.р.

Из нее:

- просроченная ....1,15 млрд.р.

- задолженность перед поставщиками....21,7 млрд.р.

- задолженность перед персоналом....1,03 млрд.р.

- задолженность перед бюджетом ....2,6 млрд.р.

- кредиты ....6 млрд.р.

- займы (в т.ч. облигационные) (срок погашения в течение года) ....4,1 млрд.р.

- прочая кредиторская задолженность (срок погашения в течение года) ....9,4 млрд.р.