Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (934) | 9 сентября 2024г.
 

Безвозвратная аренда

«Самара Авто Газ» за год превратил 14 автобусов в металлолом

Андрей Неретин

На 1 октября в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде (11ААС) назначено рассмотрение жалобы от ООО «Самара Авто Газ» (САГ) на решение Арбитражного суда Самарской обл., вынесенного 15 июля в пользу МП г. о. Самара «Пассажиравтотранс» (ПАТ). МП «ПАТ» взыскивает с ООО «САГ» деньги в связи с утратой 14 автобусов. Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что коммерческий перевозчик, взявший в аренду муниципальные транспортные средства (ТС), за год довел их до состояния металлолома.

15 июля Арбитражный суд Самарской обл. завершил разбирательство по иску МП «ПАТ» к ООО «САГ» о взыскании убытков, понесенных в связи с утратой 14 ТС, ранее переданных в аренду. Речь идет об автобусах модели ЛиАЗ 525653 (6 ед.) и 529370 (8 ед.), которые приобретались разными партиями в 2011-2018 гг. Их закупка обошлась муниципалитету в 21,8 млн р. (см. «Хронограф» №22 (929) от 8.07.24). МП «ПАТ» требовало взыскать убытки на сумму 11,3 млн р. Однако суд, опираясь на результаты судебной экспертизы, удовлетворил требование частично — вынес решение о взыскании 4,9 млн р. (дело №А55-15666/2023).

Материалы арбитража позволяют сделать вывод о варварской эксплуатации муниципального имущества, которое в кратчайшие сроки фактически превращается в металлолом. Как следует из материалов дела, 1 мая 2022 г. между МП «ПАТ» и ООО «САГ» был заключен очередной договор аренды, по которому коммерческий перевозчик получил в свое распоряжение 133 ТС. Срок окончания аренды был установлен до 31 декабря 2022 г.

По условиям договора, арендатор был обязан возвратить ТС в исправном состоянии с учетом их физического износа. В материалы дела был представлен акт приема-передачи ТС от 1 мая 2022 г., согласно которому все 133 арендованных ТС (включая 14 спорных автобусов) были переданы в ООО «САГ» в состоянии, соответствующем их назначению. При этом суд в своем решении отметил, что в указанном акте «отсутствуют сведения о каких-либо повреждениях переданных ТС».

Между тем оценочная компания ООО «Паритет» по результатам осмотра ТС без участия арендатора обнаружила «недостатки имущества». Ею были составлены отчеты от 19 января и 17 марта 2023 г., согласно которым размер причиненного ущерба за 14 автобусов составил 11,3 млн р. В материалах дела отмечено, что 14 ТС находятся в разукомплектованном состоянии и не подлежат восстановлению. Один из автобусов сгорел. 8 февраля 2023 г. МП «ПАТ» направило претензию о необходимости возмещения убытков. ООО «САГ» в добровольном порядке требования не исполнило. После этого муниципальное предприятие обратилось с иском в суд.

Судом была назначена экспертиза, которая должна была определить очаг и причину возгорания одного из автобусов, а также назвать остаточную рыночную стоимость автобусов на 1 мая 2022 г. Т. е. на момент заключения договора аренды, и на момент проведения экспертизы. Эксперты установили очаг и причины пожара. «Пожар произошел вследствие нарушений правил эксплуатации газовой системы, установленной на ТС», — сказано в судебном акте.

Суд на основе результатов экспертизы сделал вывод о том, что общий размер убытков составил 4,9 млн р.

Арбитражный суд Самарской обл. в своем решении от 15 июля подчеркнул, что автобусы пришли в негодность по вине арендатора в лице САГ. «Истцом представлено достаточно доказательств наличия на его стороне убытков, причиненных ответчиком в результате неисполнения им обязанностей по договору аренды, в частности по надлежащему содержанию и обслуживанию ТС, переданных по договору», — сказано в решении суда от 15 июля.

Таким образом, ООО «САГ» потребовалось меньше года, чтобы превратить 14 работоспособных автобусов в металлолом. Возможно, и остальные арендованные транспортные средства идут по «ускоренной программе» к такому же финалу. Ранее Областной аналитический еженедельник «Хронограф» обратил внимание на то, что после того, как ООО «САГ» ушел под контроль «московских инвесторов», заметно участились случаи возгорания автобусов. Данные обстоятельства породили вопрос о том, насколько бережно коммерческий перевозчик относится к вверенному имуществу (см. «Хронограф» №4 (906) от 11.12.23).

Тем не менее ООО «САГ» сдаваться не собирается. 20 августа от ООО «САГ» в 11ААС поступила жалоба на решение суда первой инстанции от 15 июля, вынесенное в пользу МП «ПАТ». Рассмотрение жалобы САГ в 11ААС назначено на 1 октября.