Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (934) | 9 сентября 2024г.
 

Смена ориентации

Самарское ТТУ встало под «Трансмашхолдинг»

Андрей Неретин

8 июля Самарская обл. резко поменяла ориентацию в партнерских отношениях с белорусских на отечественных производителей общественного транспорта. Врио губернатора Самарской обл. Вячеслав ФЕДОРИЩЕВ и генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл ЛИПА подписали соглашение о сотрудничестве. У компании в производственной линейке широкий выбор номенклатуры, в т.ч. городского наземного электрического транспорта. МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (МП «ТТУ») уже взяло в лизинг три трамвайных вагона «Витязь-М» у ООО «ПК Транспортные системы», подконтрольного российским олигархам Искандару МАХМУДОВУ и Андрею БОКАРЕВУ.

8 июля на международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2024» врио губернатора Самарской обл. Вячеслав Федорищев договорился с отечественным производителем о развитии общественного транспорта и инфраструктуры в Самаре. Заключено соглашение с АО «Трансмашхолдинг». «Трансмашхолдинг» — крупнейший российский производитель подвижного состава для железных дорог и городского транспорта. «Мы договорились о системном взаимодействии. Будем анализировать, правильно ли у нас организовано транспортное сообщение между городами, в Самаре, в Тольятти. Кроме того, важнейший вопрос — это обновление парка транспорта. Мы договорились, что будем идти в этом ключе», — заявил Вячеслав Федорищев.

Примечательно, что МП «ТТУ» уже в тренде. 7 июня 2024 г. между МП «ТТУ» и АО «Сбербанк Лизинг» был заключен договор на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) трех единиц трехсекционных шестиосных трамвайных вагонов одностороннего движения 71-931М «Витязь-М». Согласно раскрытой информации, цена договора составляет 709,8 млн р. Срок передачи имущества определен до 31 января 2025 г. Срок лизинга составляет 59 лизинговых периодов (до 2030 г.). Важно отметить, что производителем трехсекционных вагонов 71-931М «Витязь-М» является ООО «ПК Транспортные системы» (г. Москва). Учредителем ООО «ПК «Транспортные системы» является ООО «Холдинг Транскомпонент».

С 18 апреля 2022 г. конечными бенефициарами ООО «Холдинг Транскомпонент» является группа физических лиц. До этого капитал компании был поделен между двумя иностранными офшорными компаниями. В медийном пространстве ООО «Холдинг Транскомпонент» позиционируется как предприятие, аффилированное с Трансмашхолдингом, подконтрольным известным российским миллиардерам Искандару Махмудову и Андрею Бокареву.

Ранее МП «ТТУ» предпочитало закупать общественный транспорт у белорусских государственных производителей. Так, 14 декабря 2022 г. между МП «ТТУ» и АО «Сбербанк Лизинг» был заключен договор финансовой аренды (лизинга) 12 трамвайных вагонов однозвенных БКМ Т 811, производителем которых является государственный холдинг «Белкоммунмаш». Стоимость договора составила 1,118 млрд р., которые лизингополучатель обязался выплатить за 7 лет. По условиям договора, передача транспортных средств должна была завершиться до 1 июля 2023 г. Однако к началу сентября 2023 г. из 12 трамвайных вагонов прибыло всего 4. Последний белорусский трамвай прибыл в Самару лишь в феврале 2024 г. Причем 1 ноября 2023 г. один из 12 новых белорусских трамваев сгорел на маршруте прямо во время движения (см. «Хронограф» №39 (904) от 27.11.23).

Областной аналитический еженедельник «Хронограф» обратился в МП «ТТУ» с просьбой прокомментировать сделку по приобретению российских трамвайных вагонов. И.о. директора, главный инженер МП «ТТУ» Дмитрий Рябых ответил: «Решение о приобретении трамвайных вагонов у компании ООО «ПК Транспортные системы» было принято как альтернатива опыта эксплуатации МП г.о. Самара «ТТУ» трамвайных вагонов других производителей, к тому же учитывался опыт успешной работы на линии в течение нескольких лет троллейбусной техники данного производителя. При наличии финансовой возможности вероятно приобретение нового подвижного состава у российских производителей. Претензии к белорусским производителям в основном связаны с длительным сроком устранения неисправностей по гарантии, а также нарушением сроков поставок».

К слову, непозволительная медлительность белорусских производителей в вопросах поставки транспортных средств привела муниципальное предприятие в суд. 9 апреля 2024 г. МП «ТТУ» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с иском к АО «Сбербанк Лизинг» и ООО «Авторитет» о взыскании неустойки на сумму 65,1 млн р. за нарушение срока поставки товара по договору оказания услуг финансовой аренды (лизинга) №ОВ/К-116665-01-01-С-01 от 14 декабря 2022 г. Согласно материалам дела, АО «Сбербанк Лизинг» не признает требования истца в полном объеме (дело №А55-11811/2024).

Кроме того, 24 января 2024 г. МП «ТТУ» обратилось в арбитраж с иском к АО «Сбербанк Лизинг» и ООО «Авторитет» о взыскании неустойки на сумму 8,2 млн р. за нарушение срока поставки товара по лизинговому договору №ОВ/К-116665-03-01 от 12 мая 2023 г. (дело №А55-1938/2024). Известно, что МП «ТТУ» по указанному договору приобрело в лизинг 50 автобусов МАЗ 203948 в базовой комплектации на 59 лизинговых периодов. Говоря же о деталях спора, Дмитрий Рябых пояснил: «ООО «Авторитет» привлечено в качестве ответчика в силу ст. 670 (ответственность продавца) Гражданского кодекса РФ и договорных условий, где предусмотрено право предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи».

Похоже, «Трансмашхолдинг» Махмудова и Бокарева и близкие им бизнес-структуры воспользовались нерасторопностью белорусских государственных производителей, чтобы занять их место на рынке поставок общественного транспорта в Самарской обл. Вполне возможно, что троллейбусы и автобусы в будущем также будут приобретаться у частных российских производителей.

Комментарии

Дмитрий РЯБЫХ, и.о. директора МП г.о. Самара «ТТУ»

- Партнерские отношения с холдингом «Белкоммунмаш» сохраняются, т.к. мы продолжаем эксплуатировать технику производства ОАО «УКХ «Белкоммунмаш», приобретенную ранее.