Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (929) | 8 июля 2024г.
 

Конец октябрьской стратегии

Александра Гожая утратила «вишенку на торте»

Георгий Кизельгур

26 июня глава г.о. Октябрьск Александра ГОЖАЯ (на фото) отчиталась о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития г.о. Октябрьск до 2030 г. (Стратегия) в 2023 г. При этом накануне отчета сити-менеджер лишилась центральной идеи Стратегии. Территория, которая предполагалась для размещения пpоизводcтвеннo-лoгиcтичecкого комплекса, выставлена от имени собственника на продажу. В Октябрьске не учли интересов госкорпорации «Ростех» Сергея ЧЕМЕЗОВА и особой миссии врио губернатора Самарской обл. Вячеслава ФЕДОРИЩЕВА, а также того, что в Тульской обл. нет отрасли грузоперевозок водным транспортом.

Под бурные аплодисменты

Стратегия до 2030 г. была утверждена решением думы г. о. Октябрьск (ОГД) №263 от 28 сентября 2018 г. Затем, как это всегда бывает с документами подобного толка, в нее начали вносить изменения (см. «Хронограф» №35 (859) от 7.11.22). Очередные (самого свежего разлива) были внесены решением ОГД №265 от 24 апреля 2024 г.

Судя по некоторым пунктам стратегии, напоминающим идеи более чем тридцатилетней давности, Александре Гожей, видимо, не дают покоя лавры ушедшего 31 мая в отставку губернатора Самарской обл. (2017 г. — май 2024 г.) Дмитрия Азарова, большого умельца делать громкие заявления. Стратегия развития г.о. Октябрьск местами выглядит фантастично, а ее реализация, по замыслу создателей, способна создать «значимый положительный эффект для развития Самарско-Тольяттинской агломерации в целом». Более приземленные цели Гожую, видимо, не интересуют.

Над проектной лавиной октябрьских мечтателей гордо парила интермодальная «вишенка на торте»: «Администрация г.о. Октябрьск активно сотрудничает с Агентством по привлечению инвестиций Самарской обл. В агентство направлен перечень земельных участков, на которых возможно размещение транспортно-логистического центра». Судя по всему, номенклатура Октябрьска при полном единодушии под бурные продолжительные аплодисменты (естественным путем переходящие в овацию) вплотную приблизилась к выводу: «Реализация предлагаемого проекта позволит создать на базе производственной территории площадью 69 га с береговыми укреплениями и причальной стенкой, находящейся в собственности ООО «Веха-Авто», единственный в России речной транспортно-логистический центр, обеспечивающий интермодальные контейнерные грузоперевозки и обработку генеральных грузов, перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-автомобильно-водном сообщении» (см. «Хронограф» №38 (862) от 28.11.22).

Прокисшее блюдо

14 июня 2023 г. Дмитрий Азаров на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2023) в очередной раз озвучил идею создания в Самарской обл. федерального портово-логистического хаба. Одной из перспективных площадок назывался Октябрьск. Вряд ли случайно Дмитрий Азаров продвигал эту идею накануне предстоящих в Самарской обл. губернаторских выборов, которые состоялись (с успехом, конечно) в единый день голосования (ЕДГ) — 10 сентября 2023 г.

Сама же по себе идея родилась в далекие доазаровские времена. Затем ее преподносили всякий раз под новым соусом, соответствующим федеральной рецептуре. К примеру, о подобного рода прожектах приходилось неоднократно слышать еще 20 лет назад при славном правлении губернатора Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константина Титова. Потом это подкисшее блюдо время от времени пытались подогреть (см. «Хронограф» №23 (888) от 10.07.23). Причем всякий раз в качестве различных PR-акций.

26 июля 2023 г. сообщалось даже о визите в Октябрьск потенциальных инвесторов. Тогда же местные чиновники напомнили: «Соглашение о создании портово-логистического комплекса было подписано губернатором Самарской обл. Дмитрием Игоревичем Азаровым и представителем инвестиционно-логистической компании FESCO ПАО «ДВМП» в Санкт-Петербурге на международном экономическом форуме. Итоговое совещание по реализации инвестиционного проекта состоится в министерстве экономического развития и инвестиций Самарской обл.» (см. «Хронограф» №28 (893) от 11.09.23).

С тех пор каких-либо новостей о реальных движениях по проекту не было. При здравом рассуждении их и не могло быть. Хотя в сегодняшней редакции стратегии портово-логистический комплекс все так же присутствует. В документе сказано: «Реализация проекта будет способствовать диверсификации экономики муниципального образования, снижению монозависимости и рисков дальнейшего развития». Срок строительства портово-логистического комплекса указан как 2024-2030 гг.

При этом на уровне региона уже объявили об отмене переноса грузового порта АО «Самарский речной порт» в соседний с Октябрьском г.о. Сызрань. На практике это могло поставить точку в планах создания прославленного в номенклатурных кругах портово-логистического хаба (см. «Хронограф» №17 (924) от 3.06.24).

Федорищеву не до портов

В Октябрьске и дальше могли бы продолжать рассказывать сказки, но буквально накануне отчета Гожей по стратегии в ОГД пришла беда, откуда не ждали. 11 июня т.г. на торговой интернет-площадке «Авито» было размещено объявление о продаже этой самой «территории площадью 69 га» в Октябрьске. В объявлении сказано: «Продается крупнейший на Средней Волге актив для размещения пpоизводcтвеннo-лoгиcтичecкого комплекса с портом для обслуживания экспортно-импоpтныx грузопотоков МTК Cевеp-Юг. Бизнес-концепция развития актива заключается в мультимодальной перевалке грузов, их деконтейнеризации и распылении, с дальнейшей доставкой в Центр России для импорта поступающего с Востока и Юга, а также грузообразовании на мощностях комплекса встречных потоков, их контейнеризации и экспедировании в южном направлении по Волге и инфраструктуре РЖД в направлении Ирана и далее в сторону Индийского океана».

Там же было отмечено, что «объект продается от собственника», а документы готовы к сделке. Видимо, ни то, что объект «практически готов к эксплуатации», ни то, что Октябрьск — «моногород, в котором бизнес имеет ряд льгот», ни то, что площадка «идеально подходит под размещение особой экономической зоны (ОЭЗ)», не вдохновило инвесторов Гожей, Агентства по привлечению инвестиций Самарской обл., Дмитрия Азарова и т.д.

Резон собственника прозрачен. Ему важно сбагрить с рук непрофильный актив, на который не смогли найти интересантов даже с помощью областных чиновников (частным образом самостоятельно реализовать идею ОЭЗ невозможно). Октябрьским же управленцам теперь будет куда сложнее, потеряв центральную идею стратегии («вишенку на торте»), красиво формулировать отчетность.

Важно понимать еще и то, что порт в Октябрьске не интересует стокхолдеров госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. Сегодня у Ростеха имеется масса куда менее затратных и более перспективных направлений поглощения бюджетных ресурсов.

3 июня полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Игорь Комаров представил бывшего первого вице-губернатора — председателя правительства Тульской обл. Вячеслава Федорищева в должности врио губернатора Самарской обл. В речи Комарова сквозила мысль о том, что у нового главы региона «особая миссия по организации работы реального сектора и оборонно-промышленного кластера» (см. «Хронограф» №18 (925) от 10.06.24). Это именно то, что сегодня более всего интересует Ростех. Тем более что в Тульской обл. нет такой отрасли, как грузоперевозки водным транспортом. Следовательно, незачем нового главу Самарской обл. грузить далекими от его понимания сферами экономической деятельности. Вот этого момента и не учли в Октябрьске. Отчет Александры Гожей 26 июня был принят ОГД к сведению.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Елена ПОЖАРНОВА, исполнительный директор Агентства по привлечению инвестиций Самарской обл.

- Агентство совместно с администрацией г.о. Октябрьск и собственником земельного участка ведет системную работу в части привлечения потенциальных инвесторов для реализации проекта. Указанный участок является одной из площадок, рассматриваемых для реализации данного проекта. Решение о месте локализации проекта будет принято после формирования его параметров организациями-участниками проекта. Агентство не владеет информацией о других инвестиционных площадках г.о. Октябрьск, соответствующих базовым требованиям для реализации проекта. В случае продажи земельного участка Агентство будет предлагать потенциальным инвесторам альтернативные площадки, расположенные вне границ г.о. Октябрьск.