Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (928) | 1 июля 2024г.
 

Медвежья услуга

Преждевременный арест Пивкина ломает план избирательной кампании Федорищева

Андрей Неретин

22 июня был взят под стражу врио министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Иван ПИВКИН (на фото). Он подозревается в превышении должностных полномочий. Деяния подобной квалификации отнесены к преступлениям коррупционной направленности. Тем не менее арест Пивкина выглядит политически преждевременным, т. к. бьет по предвыборной стратегии врио губернатора Самарской обл. Вячеслава ФЕДОРИЩЕВА. Для его пиарщиков было бы удобнее, если бы Пивкина взяли в конце августа. Похоже, что в «досрочном» аресте Пивкина оказались заинтересованы силы куда более влиятельные, чем федорищевский предвыборный штаб.

Министерские хлопоты

22 июня Октябрьский районный суд г. Самары избрал меру пресечения в отношении врио министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Ивана Пивкина. Госчиновник взят под стражу сроком на 2 мес.

Днем ранее Иван Пивкин был задержан сотрудниками полиции в собственном кабинете. «В отношении Пивкина следователем ГСУ ГУ МВД возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий)», — сообщил депутат Государственной думы РФ Александр Хинштейн (https://t.me/Hinshtein/6834). В зале суда была озвучена фабула уголовного дела. В его основу легли события, связанные с прошлогодним конкурсом по определению подрядчика на выполнение работ по капремонту автодороги Самара — Новокуйбышевск стоимостью 1,21 млрд р.

Областной аналитический еженедельник «Хронограф» еще осенью 2023 г. сообщал о том, что минтранс под управлением Пивкина объявил победителем конкурса ООО «Амонд», где учредителем является Алан Хугаев — сын основателя ГК «Амонд» Ростислава Хугаева. Однако Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской обл., рассмотрев жалобу ПАО «Дорисс» из Респ. Чувашия, выдало министерству предписание об устранении нарушений, допущенных при рассмотрении заявок. В итоге минтрансу пришлось заключить госконтракт с ПАО «Дорисс» (см. «Хронограф» №36 (901) от 7.11.23).

По версии следствия, Иван Пивкин при проведении торгов якобы незаконно дал указание своему заместителю Александру Николаеву, возглавлявшему конкурсную комиссию, заключить контракт с ООО «Амонд». Более того, уже после пересмотра итогов конкурса данная история получила криминальное продолжение. «Как заявлял представитель следствия, 7 декабря 2023 г. «с целью необоснованного ограничения конкуренции, получения выгоды и преимуществ, а также с целью воспрепятствования законной предпринимательской деятельности ПАО «Дорисс», из личной заинтересованности» в ходе личной встречи с гендиректором ПАО «Дорисс» Люцией Сафиной в здании министерства Иван Пивкин «высказал ей требование о привлечении компании «Амонд» в качестве субподрядчика под угрозой дальнейшей невозможности ПАО «Дорисс» осуществлять предпринимательскую деятельность на территории региона», — сообщило издание «КоммерсантЪ» (https://www.kommersant.ru/doc/6788690).

В текущем контексте важно отметить, что деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), специальным указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России №1 от 24 января 2020 г. отнесены к перечню преступлений коррупционной направленности.

Полицейская оперативность

Надо признать, что в политическом плане оперативно-следственные действия выглядят несколько преждевременными.

Врио губернатора Самарской обл. Вячеслав Федорищев в первую же неделю своего пребывания в регионе четко дал понять, на чем будет строиться его стратегия предвыборной кампании. 4 июня, буквально во второй рабочий день в своем новом статусе, врио губернатора Федорищев в сопровождении Пивкина совершил примерно 15-минутную поездку на самарском трамвае. После этого со стороны врио губернатора Федорищева последовала жесткая критика в адрес врио министра Пивкина за неудовлетворительную работу по обновлению подвижного состава общественного транспорта.

Поездка на трамвае — дешевый, но эффективный пиар-ход из 90-х. Жители Самарской обл. увидели, что новый глава региона якобы смело «идет в народ» и отчитывает министра за старые трамвайные вагоны. В принципе, работа общественного транспорта всегда была и продолжает оставаться одной из наиболее злободневных тем. Соответственно, критика профильного министерства — тактика беспроигрышная. Мероприятие в трамвае было нацелено на решение двух задач. Первая — политтехнологическая, в духе раннего президента РФ (1991-1999 гг.) Бориса Ельцина (см. «Хронограф» №18 (925) от 10.06.24). Вторая — административная, направленная на подготовку Пивкина к отставке. Судя по всему, в избирательном штабе Вячеслава Федорищева рассматривали критику областного минтранса и его руководителя в числе основных стратегий избирательной кампании.

После поездки на трамвае Вячеслав Федорищев дал Ивану Пивкину недельный срок на подготовку программы по обновлению транспорта (см. «Хронограф» №18 (925) от 10.06.24). Спустя неделю Иван Пивкин на оперативном заседании правительства Самарской обл. представил доклад по развитию дорожной инфраструктуры. Вячеслав Федорищев вновь обрушился с критикой. Официальный сайт областного правительства сообщил: «Глава региона не принял доклад Ивана Пивкина. Вячеслав Федорищев отметил, что вопросы развития транспортной сети такого большого субъекта страны, как Самарская обл., требует системного подхода, анализа больших данных, правильных выводов с учетом самых современных интеллектуальных систем. «Я знаю, что эта работа не была должным образом организована. Я вас прошу в течение ближайшего времени очень быстро выйти на системные федеральные институты, которые нам будут помогать. Во многих субъектах это работает. Это позволяет принимать решения не от случая к случаю, от объекта к объекту, а системно», — поставил задачу врио губернатора».

После случившегося ареста стало понятно, что теперь Иван Пивкин физически не сможет представить главе региона программу развития транспортной инфраструктуры, основанную на «системных решениях». Соответственно, у Вячеслава Федорищева больше не будет повода для пиара на критике главы министра, которому в избирательной кампании, судя по всему, была отведена роль груши для битья. По классике жанра Иван Пивкин должен был терпеть критические выпады вплоть до конца августа, а кульминацией предвыборного шоу должна была стать отставка «одиозного министра», которому к тому моменту был бы сформирован образ главного виновника транспортного коллапса в Самаре и других городах региона.

С арестом Ивана Пивкина план предвыборной кампании ломается. Отсутствует персонифицированный объект для критики. На должность врио министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. заступил Сергей Неретин. На официальном сайте правительства Самарской обл. он указан как заместитель министра — руководитель департамента планирования и развития дорожного хозяйства. Очевидно, что критика заместителя министра уже будет производить не тот эффект. Можно смело говорить о том, что ГСУ ГУ МВД России по Самарской обл. оказало медвежью услугу новому главе региона. Выбит один из краеугольных камней в его предвыборной риторике.

Нашла коса на камень

В целом арест Ивана Пивкина может свидетельствовать о предстоящих глобальных изменениях на т. н. рынке дорожного строительства. Впрочем, рынком возникшую систему назвать нельзя. Иван Пивкин возглавлял министерство с 19 июня 2012 г. За 12 лет пребывания в министерском кресле он сумел выстроить систему распределения государственных контрактов на ремонт и строительство автодорог, которая устраивала основных подрядчиков. По сути, при нем была создана четкая и понятная участникам система распределения квот.

Каждый «бюджетоприемник» знал границы своей сферы присутствия и размер причитающейся ему доли. У каждого был сформирован свой пул субподрядчиков. Группы «Самаратрансстрой» Сергея Суркова, «Амонд» Ростислава Хугаева и другие поглотители бюджетных средств в реальности никакой конкурентной борьбы между собой не вели.

Трудно представить, как короли госзаказов по ремонту и строительству автодорог отреагируют на арест лица, выполнявшего на рынке функции распорядителя и регулятора. Система, оставшись без своего создателя, может выйти из равновесия и потерять устойчивость. Именно в этом сегодня, скорее всего, заинтересованы силы федерального уровня, которые способны взять контроль над рынком дорожно-ремонтных услуг Самарской обл. вне зависимости от того, кто здесь будет губернатором.

Уместно напомнить, что в т. г. завершатся основные работы на объекте «Обход г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу». Высвободятся колоссальных размеров основные производственные фонды в сфере дорожного ремонта и строительства. Для переброски на другую, аналогичную стройку века потребуется время и средства. Проще всего скоротать этот период на исполнении заказов в регионе текущего базирования. Тем более что Самарская обл. из года в год способна заказывать услуги этой направленности на сумму от 20 млрд р.

Дело осталось за малым — повергнуть в хаос выстроенную Пивкиным систему распределения квот. Участники рынка федерального уровня рассматривают май — июль как период закладки бюджетных заявок на предстоящий год. С учетом этого стратегически важного для себя обстоятельства терпеть Пивкина в роли хромой утки им не было никакого резона.

Возвращаясь к вопросам пиар-активности Вячеслава Федорищева, стоит отметить, что он успел отработать тему трамвайной критики, прежде чем, образно говоря, коса нашла на камень. Как-никак Пивкин был фигурой очень авторитетной и административно весомой.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.