Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (926) | 17 июня 2024г.
 

Реинвестор из Лихтенштейна

Может оказаться знаком с методами работы функционеров из Ростеха

Георгий Кизельгур

В начале мая в г. Самаре согласовали проект облика нового делового центра (ДЦ) на Московском ш. С инициативой выступила офшорная компания Anstalt Parzifal immobilen establishment (пер. с немецкого — агентство недвижимости «Парцифаль») (APIE) из Княжества Лихтенштейн. Нынешняя геополитическая ситуация наводит на версию о том, что т. н. лихтенштейнский инвестор должен представлять интересы лиц, способных обеспечить ему гарантию долгосрочной аренды по премиальной ставке. Менталитет самарской номенклатуры непроизвольно подталкивает на выстраивание аналогии с проектом времен губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимира АРТЯКОВА.

Гаражно-кооперативная скрепа

6 мая на официальном сайте администрации г. о. Самара было раскрыто решение №77 от 3 мая 2024 г. «О согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства «Деловой центр». Заявление было подано от имени APIE. Будущий ДЦ планируется разместить в Октябрьском р-не г. Самары по адресу: Московское ш., литера Д. На данный момент было заявлено желание возвести здание площадью 7459,6 кв. м, высотой в 4 этажа. Планируется задействовать четыре земельных участка с кадастровыми номерами 63:01:0610002:1069, 63:01:0610002:1071, 63:01:0610002:1073 и 63:01:0610002:248. Судя по информации из публичной кадастровой карты Росреестра, эти участки были поставлены на учет в конце 2023 г. — начале 2024 г. Их функциональное назначение — амбулаторно-поликлиническое обслуживание, объекты культурно-досуговой деятельности, представительская деятельность, деловое управление, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание.

Обозначенные участки расположены между зданием МФЦ и бизнес-центром «Скала холл». Фактически перед бизнес-центром Monte Rosa. Причем в зону строительства попадает проходная бывшего Четвертого государственного подшипникового завода (ГПЗ-4). В документации не обозначено, будет это реконструкцией существующего здания или же новое строительство.

Самарское представительство APIE было зарегистрировано в апреле 2021 г. Возглавляет его Марина Федотова. При регистрации самарского представительства APIE в качестве основного вида деятельности были выбраны «аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом». Зарегистрировано самарское представительство APIE на территории бывшего ГПЗ-4, в здании с адресом: Московское ш., дом Б/Н, корпус Д, кварт 2. Это одно из редких уцелевших от сноса зданий, имевших признаки исторической ценности.

Директор самарского представительства APIE Марина Федотова ранее входила в состав учредителей ООО «Гаражтехсервис» (ИНН 6319709890). Компания была создана в сентябре 2008 г. и ликвидирована уже в марте 2010 г. Основным видом деятельности ООО «Гаражтехсервис» была покупка и продажа собственного недвижимого имущества.

Ликвидатором ООО «Гаражтехсервис» выступал Валерий Каменев. В ООО «Гаражтехсервис» было 30 учредителей с известными в Самаре именами. Среди них Владимир Даниэльян, Елена и Александр Балтер. Уместно напомнить, что в 2021 г. в Самарскую губернскую думу (СГД) по квоте партии «Единая Россия» вошел Роман Балтер. ООО «Гаражтехсервис» сравнивают с юридическим аналогом гаражного кооператива.

Мотивы реинвестирования

Кто реально стоит за лихтенштейнским оффшором APIE, установить вряд удастся. Учитывая, что в собственности у компании земельные участки и здания бывшего ГПЗ-4, можно предположить, что это круг лиц, имевших отношение к разграблению завода, а также ряд чиновников, бывших во власти во время массовой приватизации, в т. ч. оборонных предприятий Самары. Не вызывает сомнений, что для нового ДЦ уже выбран якорный арендатор. Скорее всего, это будет госструктура, которая займет площади по долгосрочной аренде. Иначе и быть не может.

1 мая 1995 г. Княжество Лихтенштейн присоединилось к Европейской экономической зоне (ЕЭЗ). Это обязывает Лихтенштейн применять законы Европейского Союза (ЕС), которые считаются соответствующими ЕЭЗ. В условиях развернутой против России со стороны ЕС полномасштабной санкционной войны сложно представить, что кто-либо из реального европейского сектора экономки решится инвестировать средства в строительство коммерческой недвижимости в Самаре. Хотя это вполне реально, если речь идет о т. н. реинвесторе, который, в свою очередь, ранее вывел средства из России в Европу, воспользовавшись оффшорными возможностями микрогосударства Княжество Лихтенштейн. Сам факт выбора проекта для реинвестирования дает основания полагать, что истинного стейкхолдера реинвестирования следует искать в числе тех, кто перед тем, как запланировать строительство, способен получить 100-процентную гарантию долгосрочной аренды своего будущего ДЦ. Причем по максимально возможной ставке.

Долгосрочную аренду по максимальной ставке сегодня способны гарантировать только подразделения структур государственных органов власти, крупных компаний с госучастием или госкорпораций. Соответственно, лихтенштейнский реинвестор должен быть вхож в узкий круг лиц, способных влиять на принятие решений этими госструктурами в его пользу. Проще говоря, лихтенштейнский реинвестор должен представлять интересы лиц из этого узкого круга. Иначе вряд ли он принял бы решение заняться реинвестированием денег из юрисдикции Лихтенштейна в Самару.

Хорошо забытое старое

Для анализа данного процесса не лишним будет вспомнить историю строительства здания на Крымской пл. в Самаре, где сейчас располагается Шестой кассационный суд общей юрисдикции (6КС). В 2010 г. входящее в Группу «Уран» ООО «Славичстрой» заключило с ГБУ СО «Центр размещения рекламы» договор об инвестиционных условиях строительства административного здания.

Группа «Уран» намеревалась по заказу областного правительства возвести новое здание, куда переместились бы первые лица губернии. В тот период губернатором Самарской обл. был (2007-2012 гг.) Владимир Артяков, до 2007 г. и после 2012 г. первый заместитель генерального директора госкорпорации (ГК) «Ростех» Сергея Чемезова. Министром строительства и ЖКХ Самарской обл. был (2007-2012 гг.) Павел Донской, после 2012 г. советник Сергея Чемезова. Переселить правительство Самарской обл. в новостройку была полностью их идея. 20-этажный центр площадью свыше 30 тыс. кв. м планировалось построить к концу 2012 г. Стоимость проекта оценивалась в 1,9 млрд р. Финансировало строительство ПАО «Сбербанк». Уже тогда была популярна такая бизнес-идея, как сдача бизнес-офиса в аренду государственной организации. Причем по цене выше рыночной, но вполне обоснованной. Вряд ли Павел Донской не понимал, о чем пойдет речь, когда двигал своему шефу Владимиру Артякову проект. Тот, скорее всего, тоже понимал.

Планы были нарушены внезапной отставкой Артякова с должности губернатора. В итоге из-за комбинации, провернутой, скорее всего, не без участия бенефициара Группы «Уран», депутата СГД Владимира Купцова, Сбербанк получил невозвратный долг, превышающий 1 млрд р. (см. «Хронограф» №24 (511) от 21.07.14). В знак благодарности за проявленные заслуги Владимир Купцов в 2015 г. был назначен руководителем представительства ГК «Ростех» в Самарской обл. (см. «Хронограф» №36 (564) от 9.11.15). В дальнейшем, в марте 2019 г., опять же с подачи покровителей из Ростеха, Владимир Купцов получил должность главного федерального инспектора (ГФИ) по Самарской обл. при аппарате полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе (см. «Хронограф» №8 (701) от 11.03.19). В должности ГФИ Купцов пробыл всего лишь год. В марте 2020 г. он уступил ее Юрию Рожину. Тем не менее именно при Купцове на посту ГФИ состоялась сдача в эксплуатацию здания 6КС. Того самого долгостроя, который еще при губернаторе Артякове начинал возводить купцовский ООО «Славичстрой». На достройку бюджет, по самым скромным подсчетам, потратил 6-7 млрд р.

После окончательно сформировавшегося 14 мая т. г. нового правительства РФ ни у кого не возникает сомнений в том, что клан Ростеха получил максимальные за всю историю своего существования административные возможности. Логично и то, что лицам из окружения высшего руководства Ростеха были известны возможности международных офшорных юрисдикций, в т. ч. и Княжества Лихтенштейн. Похоже, назрел момент вновь вспомнить о самарском бюджетном «клондайке». Следует понимать, что любой проект реинвестиций предусматривает лишь вывод средств в новые, более приемлемые офшорные юрисдикции. Наиболее простым способом вывода уже реинвестированных средств в очередной офшор является строительство ДЦ под нужды гарантирующего бесконечный срок аренды клиента, согласного платить выше рынка.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.