Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (924) | 3 июня 2024г.
 

Решение кадрового вопроса

В АТП №3 значительно подняли зарплаты водителей

Илья Ширтанов

С июня 2024 г. МП «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие №3» (АТП №3) в 1,5 раза подняло тарифную ставку водителей автобусов. Ранее глава г. о. Тольятти Николай РЕНЦ анонсировал повышение зарплат работникам муниципального пассажирского транспорта, при этом указав на сложнейшую ситуацию с кадрами, сложившуюся в отрасли. Директор АТП №3 Олег БАШМАКОВ, в свою очередь, рассказал о планах администрации до конца 2024 г. довести уровень зарплат водителей предприятия до 80 тыс. р. в месяц, что позволит стимулировать развитие важного социального направления пассажирских перевозок.

Проблемы муниципальных пассажирских перевозчиков не раз становились темой общественного обсуждения. Известно, что на данный момент штат водителей тольяттинского муниципального пассажирского предприятия АТП №3 укомплектован на 55%. Острый кадровый голод очевиден. Выступая на аппаратном совещании в администрации Тольятти, Николай Ренц уточнил: «За последние 4 года потеряли 150 водителей. Уровень доходов предприятий не позволяет перевозчикам привлекать водителей с предложением достойной зарплаты».

Несложно подсчитать, какое количество выходов на маршрут должен сделать водитель, чтобы покрыть потребность города в перевозке пассажиров. Нехватка водителей привела к тому, что значительно увеличились интервалы движения транспорта на маршрутах. В то же время продолжился отток кадров.

Сегодня на рынке труда много предложений по трудоустройству. Есть производства, не требующие глубоких специальных познаний и отработанных навыков. Водитель же автобуса должен обладать необходимыми компетенциями. Для того чтобы получить допуск к перевозке пассажиров, необходимо иметь открытую категорию D, претендент должен быть пригоден по медицинским показаниям, должен быть обучен по определенным программам (например, транспортной безопасности).

- На подготовку каждого водителя предприятие тратит порядка 15 тыс. р., и только через 3 мес. водитель может выйти на маршрут. При этом уровень зарплаты остается приоритетным критерием при выборе места работы. Несмотря на то, что в прошлом году мы ввели в эксплуатацию 19 новых автобусов, в апреле 2024 г. АТП №3 были переданы еще 14 новых машин (т. е. фактически улучшаются условия труда), кадровый вопрос закрыть пока не получается, — рассказал заместитель директора по эксплуатации АТП №3 Евгений Матвеев.

В комментариях к ситуации глава города подчеркнул, что восстановление разрушенной системы потребует колоссальных затрат. Как следствие, необходимо действовать уже сейчас, прибегая к ресурсам различных источников.

Одной из непопулярных, но вынужденных мер стало повышение оплаты проезда в муниципальном общественном транспорте с 35 р. до 42 р. При этом уместно отметить, что еще в начале 2024 г. себестоимость перевозки одного пассажира составляла 46 р. Разница между себестоимостью и платой, взимаемой с пассажира, перевозчику не компенсируется. АТП №3 изыскивает возможность покрытия кассового разрыва за счет собственных средств.

Благодаря поддержке правительства Самарской обл. АТП №3 в 2024 г. выделяется в качестве дополнительного финансирования 180 млн р. Указанная сумма предназначена исключительно на увеличение фонда оплаты труда муниципального перевозчика.

По словам Евгения Матвеева на конец мая т. г. зарплата водителя на норму рабочего времени находилась на уровне 40 тыс. р. в мес. С переработками уровень зарплаты мог достигать 60 тыс. р. «С 1 июня повышается тарифная ставка, т. е. с этого дня водитель будет получать зарплату 60 тыс. р. на норму рабочего времени. С переработкой уровень дохода водителя достигнет отметки 80-90 тыс. р.», — сообщил Евгений Матвеев.

Директор АТП №3 дал свои пояснения по решению данной проблематики. «С учетом оказываемой финансовой поддержки к концу 2024 г. мы рассчитаем довести уровень зарплаты водителя до 80 тыс. р. на норму рабочего времени. Это уже конкурентное предложение, которое позволит нам решить острый вопрос с кадрами», — прокомментировал перспективы предприятия Олег Башмаков.

Комментарии

Николай РЕНЦ, глава г. о. Тольятти

- Городские пассажирские перевозки — это та отрасль, от которой невозможно отказаться. Сегодня у нас есть планы по серьезному улучшению качества пассажирских перевозок, увеличению маршрутов и увеличению единиц транспорта на маршрутах. Потребность в таких изменениях очевидна. Мы готовим программу реорганизации системы пассажирских перевозок, надеемся на поддержку правительства Самарской обл. На следующий год для указанных целей планируется выделить беспрецедентную сумму — 605 млн р.

Олег БАШМАКОВ, директор МП «ТПАТП №3»

- Хочу отметить, что даже в непростых условиях в АТП №3 продолжают работать профессионалы высокого уровня. В мае 2024 г. водитель АТП №3 Дмитрий Тихонов стал призером международного конкурса мастерства водителей, проходившего в Санкт-Петербурге. На август намечено проведение областных соревнований, и мы планируем сформировать команду из вновь принятых водителей, чтобы заинтересовать, мотивировать людей на продолжение работы в профессии.