Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (876) | 3 апреля 2023г.
 

Уверенный курс Сонина

В набережную Автозаводского района Тольятти закопают еще не один миллиард

Егор Кошеров

5 апреля 2023 г. планируется завершить процедуру определения подрядчика на освоение 1,2 млрд р., выделяемых на 2-й этап строительства тольяттинской набережной. Проект поглощения миллиардов бюджетных рублей был запущен в конце 2020 г. Финансовым оператором данной процедуры назначена компания АО «Волгатрансстрой-9» (ВТС-9) из Группы «ВТС» Вячеслава СОНИНА (на фото). Лоббистом ВТС принято считать Олега АЗАРОВА, брата губернатора Самарской обл. Дмитрия АЗАРОВА. Несмотря на то что многие элементы набережной, сданные в эксплуатацию в конце 2022 г., уже пришли в негодность, есть все основания для уверенности в том, что реализация проекта будет неуклонно продолжаться проложенным курсом.

Весна пришла

29 марта в ответе на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» директор ГКУ СО «Управление капитального строительства» (УКС) Михаил Асеев признал факт наличия дефектов на новом объекте в г.о. Тольятти. «В ходе выявленных после зимнего периода дефектов заказчиком объекта ГКУ «УКС» составлен протокол, в котором отражен перечень и характер дефектов, а также срок, необходимый подрядной организации для их устранения», — лаконично заявил директор УКС Асеев.

Развернутое описание тех самых дефектов можно найти в открытых источниках в сети Интернет, где жители Тольятти (надо полагать, несознательные элементы) делятся своими наблюдениями. Пользователи Сети подметили, что «все лавочки со спинками прикручены на 1 болт слева и на 1 болт справа, когда конструкцией предусмотрены крепления в 6 местах с каждой стороны. Так еще умудрились лавки с 1 болтом на стороне не завернуть гайку... и так это все торчит. Фото прикрепляю. Все лавки на набережной прикручены по 1 болту с каждой стороны без гаек».

В дополнение наблюдательные граждане рассказали о том, что «Вторая основная выявленная проблема всех лавок со спинками — спинки держатся на трех железках толщиной пару миллиметров. Элементарно решил проверить на надежность крепления, как спинка лавки в руках начала «ходить ходуном». И так на всех лавках со спинками. Если сейчас не устранить данную проблему в рамках гарантийных обязательств подрядчика, то каждый год спинки будут ломаться, потому что если от рук они прогибаются, то от навалившихся спин будут ломаться».

На этом же ресурсе описана «третья проблема, которая еще серьезнее лавок, — это фонари и светильники. При малейшем нажатии на основание светильника они начинают шататься. Проблема в тонком металле светильников. Как и следовало ожидать, светильники начали сгибаться пополам, т.к. металл больше похож на фольгу. Прикрепляю фото, как согнулся пополам светильник. И если все светильники не заменить на новые из толстого металла, судьба светильников будет аналогичная, а подрядчик испарится в банкротстве, и опять лишние бюджетные траты».

Упоминается разрушенная система автополива: «Торчащие разорванные трубки, при этом прошло всего 3 мес. с момента запуска набережной... этот вопрос также нужно решать». «При подходе в подземные техпомещения, где находятся коммуникации, отсутствует плитка на земле или любой твердый настил, в результате рабочим, чтобы попасть в техническое помещение, приходится месить грязь. Требуется положить от основных дорожек пару плиток к техпомещениям, и проблема решится».

Ключевой проект

На строительстве I очереди (1-й этап) были освоены колоссальные суммы. Сам проект оприходования бюджетных средств был запущен в канун 2021 г. 24 декабря 2020 г. были сформированы результаты электронного аукциона №0142200001320023446 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проектирование и реконструкция набережной Автозаводского р-на г.о. Тольятти».

Контракт ценой 743,9 млн р., фигурирующий на официальном сайте Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок под №2631585657221000001, был передан на исполнение ВТС-9. Впоследствии цена контракта увеличилась до 765 млн р.

В июне 2021 г. администрация г.о. Тольятти выпустила пресс-релиз следующего содержания: «В Тольятти продолжаются стартовавшие весной работы по реконструкции набережной Автозаводского р-на. Заказчиком реализации масштабного проекта, финансируемого за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, выступает управление капитального строительства Самарской обл. С этой целью земельный участок, на котором располагается набережная, ранее был передан в областной Минстрой».

Отдельно была выделена характеристика, которую объекту дал губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров: «Губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров назвал тольяттинскую набережную одним из ключевых проектов, которые реализуются на территории региона». При этом можно смело утверждать, что одной из самых привлекательных составляющих «ключевого проекта» является сумма, которую предстоит освоить на масштабном строительстве.

В октябре 2021 г. закупочная комиссия завершила процедуру определения подрядчика на выполнение работ по объекту, название которого добуквенно совпадает с предыдущим: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проектирование и реконструкция набережной Автозаводского р-на г.о. Тольятти». Начальная цена закупки была ограничена суммой 858,6 млн р. По итогам открытого конкурса №0142200001321022109 с ВТС-9 был заключен контракт, размещенный в ЕИС под №2631585657221000067. Цена контракта превысила 1 млрд р.

В апреле 2022 г. объявлены очередные торги. В открытом конкурсе отбирали подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проектирование и реконструкция набережной Автозаводского р-на г.о. Тольятти», на этот раз с пометкой «1 этап». По заложенной тенденции, контракт отошел в пользу ВТС-9. В ЕИС данный документ опубликован под №2631585657222000039. Цена контракта 1,35 млрд р.

Относительно контрактов №2631585657221000001 и №2631585657221000067 в ЕИС сообщается, что срок их действия ограничен 31 декабря 2023 г. По контракту №2631585657222000039 срок исполнения 28 февраля 2023 г.

Также ЕИС сообщает, что по контракту №2631585657221000001 подрядчику оплачено 762,8 млн р. По контракту №2631585657221000067 фактическая оплата 997,2 млн р. В обоих случаях, если верить информации, опубликованной в ЕИС, неустойки подрядчику не выставлялись.

Что касается контракта №2631585657222000039, по нему фактическая оплата составила 1,328 млрд р. Неустойки также не выставлялись. Несмотря на то что срок исполнения контракта истек месяц назад, формально на 30 марта 2023 г. он все еще числился в статусе «Исполнение».

Карманный объект Азарова

При помощи простого арифметического действия можно узнать, что в общей сложности на строительстве набережной в Тольятти ВТС-9 уже принял более 3 млрд р. Взамен граждане получили сломанные лавки и фонари, провалившиеся дорожки и прочие элементы благоустройства. В Тольятти даже открылось некое модное (точнее, антиобщественное) течение в виде посещения набережной Автозаводского р-на с целью фотофиксации дефектов и опубликования снимков в социальных сетях.

Уместно отметить, что после того, как Дмитрий Азаров был наделен полномочиями главы региона, его старший брат Олег Азаров (видимо, не на шутку вдохновленный защитой народных интересов) всплыл в качестве уполномоченного представителя АО «БСК-Санкт-Петербург» (БСК-СПБ, ИНН 7826021399) в градостроительном совете при губернаторе Самарской обл. В 2019 г. Сонин отрицал аффилированные связи БСК-СПБ с группой ВТС Комментарии Сонина сводились к тому, что БСК-СПБ является исключительно девелоперской компанией, реализующей проекты в г. Санкт-Петербурге и г. Москве.

Отдельно Вячеслав Сонин пояснял, что основная задача Олега Азарова — «подготовка материала для принятия решения о возможном вхождении АО «БСК-Санкт-Петербург» на самарский рынок коммерческой недвижимости с привлечением дополнительных инвестиций в регион» (см. «Хронограф» №42 (735) от 16.12.19). При этом стоит учитывать наличие действующего юрлица АО «БСК-СПБ» (ИНН 7841431270), которое ведет активную деловую жизнь в Самарской обл., принимая на исполнение многочисленные ресурсоемкие госконтракты.

Вместе с тем 20 марта 2023 г. администрация г.о. Тольятти анонсировала продолжение строительных работ на набережной. Речь зашла о размещении пунктов сервиса. «На сегодняшний день утвержденная схема размещения нестационарных объектов на набережной Автозаводского р-на проходит процедуру регистрации. Ориентировочный срок проведения конкурсных процедур по размещению павильонов апрель 2023 г.», — уточнили представители горадминистрации.

Для объективности повествования надо отметить, что в исполнительном органе власти не умолчали о состоянии уже построенной части объекта. «В настоящее время на первой очереди набережной (от Физкультурного проезда до центра зимнего плавания) начинаются гарантийные работы по устранению замечаний, выявленных в зимний период», — таким мягким описанием ситуации ограничились специалисты администрации Тольятти в официальном пресс-релизе. При этом были озвучены дальнейшие перспективы: «Одновременно продолжается реконструкция второй очереди объекта (от спортивной гавани до пирса), а на 2024 г. запланирована реконструкция третьей очереди (от пирса до восточного пляжа)».

Очевидно, что разыгрываемые в рамках открытого конкурса №0142200001323005796 1,2 млрд р. на продолжение строительства набережной Автозаводского р-на далеко не последний транш. Еще на этапе обсуждения планов по строительству новой набережной в Тольятти озвучивались десятизначные суммы, которые потребуются на финансирование проекта. Предполагалось, что одна из немногих городских достопримечательностей может обойтись бюджету в 4,7 млрд р. Уже сейчас потрачено 3 млрд р., причем официально завершен только 1-й этап строительства.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Михаил АСЕЕВ, директору ГКУ «УКС»

- Работы по объекту «Проектирование и реконструкция набережной Автозаводского р-на г.о. Тольятти (1-й, 2-й, 3-й этап)», 1-й этап выполнены в соответствии с проектно-сметной и рабочей документацией, действующими нормами и техническими условиями и полностью соответствуют требованиям эксплуатации.

Владимир СЕМАШКИН, первый заместитель генерального директора АО «Волгатрансстрой-9»

- Фронт работ по устранению замечаний установлен в полном объеме, работы по восстановлению уже ведутся и будут завершены в кратчайшие сроки. Силами АО «ВТС-9» будут выполнены все возложенные на него обязательства.