Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (841) | 30 мая 2022г.
 

Не оставили шансов

Комаров пообещал АВТОВАЗу господдержку

Илья Ширтанов

23 мая 2022 г. АО «АВТОВАЗ» официально объявило об утверждении в должности президента компании бывшего министра транспорта РФ (2012-2018 гг.) Максима СОКОЛОВА. В комментариях официальных лиц, в т.ч. полпреда президента РФ в ПФО, бывшего президента АВТОВАЗа (2009-2013 гг.) Игоря КОМАРОВА, уже звучат фразы о государственной поддержке предприятия. Именно при Комарове, ставленнике главы Госкорпорации (ГК) «Ростех» Сергея ЧЕМЕЗОВА, в 2009 г. на спасение АВТОВАЗа из бюджета РФ было выделено 70 млрд р. После этого завод оказался в глубоком финансовом кризисе.

Трудоустройство Соколова в должности первого лица АВТОВАЗа, вполне возможно, для многих стало неожиданным. В апреле 2022 г., после заявления центрального офиса Группы Renault об уходе из России, через открытые источники вбрасывалась информация о назначении на президентскую должность на АВТОВАЗе Сергея Гайсина, возглавляющего ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ». Также в очередь на пост главы предприятия были поставлены вице-президент АВТОВАЗа Максим Нагайцев и ветеран завода, бывший гендиректор ООО «Lada Ижевск» (2014-2018 гг.) Михаил Рябов.

Как это часто бывает в федеральных СМИ, авторы публикаций непременно ссылалась на «источники в правительственных кругах» и лиц, «близко знакомых с ситуацией». Пока обыватели знакомились с очередной газетной уткой, в Ростехе, похоже, шли консультации по поводу реальной кандидатуры президента АВТОВАЗа. Остановились на Соколове. Из биографической справки известно, что Максим Соколов — уроженец г. Ленинграда. Окончил Ленинградский государственный университет. «В 2008 г. защитил кандидатскую диссертацию, а с 2011 г. был преподавателем, заведующим кафедрой государственного и муниципального управления Высшей школы менеджмента СПбГУ. В период с 1994 по 2004 г. являлся генеральным директором ЗАО «Росси», затем — генеральным директором ООО «Корпорация С».

В 2004 г. перешел на работу в администрацию г.о. Санкт-Петербург, где возглавлял комитет по инвестициям и стратегическим проектам правительства города», — рассказывает о своем новом президенте портал АВТОВАЗа.

«В мае 2012 г. назначен министром транспорта РФ, где проработал до 2018 г. В 2018-2019 гг. занимал высшие должности в ПАО «Группа ЛСР». В конце 2019 г. занял должность вице-губернатора Санкт-Петербурга, где курировал комитеты по развитию транспортной инфраструктуры, туризма, транспорту, инвестициям и комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга», — таким образом описан трудовой путь Соколова вплоть до появления на АВТОВАЗе.

Стремление Ростеха в очередной раз получить полный контроль над АВТОВАЗом стало предметом публикации в предыдущем номере Областного аналитического еженедельника «Хронограф» (см. «Хронограф» №16 (840) от 23.05.22). Суть пребывания команды Чемезова на АВТОВАЗе описана одним абзацем: «Жор при чемезовских был таких масштабов, что сумели растворить даже 70 млрд р., выделенных из бюджета РФ в 2009 г. для т.н. спасения АВТОВАЗа». По курсу того времени это примерно $2 млрд (!). Итогом стала убыточность АВТОВАЗа на уровне 25 млрд р. После этого АВТОВАЗ перестал быть интересен даже «саранче».

Сегодняшние обещания высокопоставленных чиновников, похоже, не оставляют АВТОВАЗу никаких шансов. «Уверен в том, что управленческий опыт и деловые качества Максима Соколова помогут ему решить поставленные задачи. При этом он может полностью рассчитывать на всестороннюю поддержку со стороны Минпромторга России и ведущего российского научно-исследовательского института автомобилестроения ФГУП «НАМИ», который теперь является акционером АВТОВАЗа», — цитирует слова министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова портал АВТОВАЗа.

Правительство Самарской обл. выпустило свой пресс-релиз, в котором расшифрованы высказывания бывшего президента АВТОВАЗа, полпреда президента РФ в ПФО Игоря Комарова. «Сегодня мне особенно приятно видеть людей, с которыми я раньше работал; это крепкие профессионалы, на них можно положиться. Кроме того, со стороны государства и с нашей стороны будет оказана вся необходимая помощь», — таким официальным заявлением отметился Комаров.

Не отставал и губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров: «Я вам обещаю, что все задачи, которые вы будете определять совместно с коллективом, всегда будут находить поддержку на уровне региональной власти, мою личную. Я уверен, что вместе нам многое придется сделать и посражаться где-то в московских кабинетах за честь, за будущее АВТОВАЗа».

Примечательно, что самыми скупыми на обещания оказались комментарии, преподнесенные от имени Сергея Чемезова. «Автомобили марки LADA являются безусловными лидерами на российском рынке. Сегодня перед компанией стоят сложные задачи, связанные с импортозамещением и освоением перспективного ряда в новых условиях. Уверен, что опыт Максима Соколова поможет предприятию преодолеть влияние внешних факторов, сохранить трудовой коллектив и обеспечить развитие бренда LADA и всего легкового автомобилестроения как сильной и независимой отрасли страны», — такую версию высказывания главы «Ростеха» представил портал АВТОВАЗа.

В последнее время официальный сайт правительства РФ без перерыва выпускает пресс-релизы с сообщениями о выделении бюджетных миллиардов на поддержку сельхозпроизводителей, развитие туристической отрасли, экологические и иные мероприятия. Стоит ожидать появления в этой новостной ленте сообщения о мерах поддержки отечественного автопрома, обещанную АВТОВАЗу лично Комаровым.